Российский авторынок вырос

Выход в плюс обеспечил удачный март, когда рынок вырос на 9,4% за счет отложенного спроса и подошедших сроков замены машин.

Пошли в рост

В марте продажи новых легковых и коммерческих автомобилей составили 137 894 штуки, что на 9,4% (или на 11 900 штук) выше показателей аналогичного периода прошлого года, следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

После падения в январе-феврале на 4,5% итоги первого квартала 2017 года по российскому авторынку оказались гораздо лучше ожидаемых: так, было продано 322 464 автомобиля, что на 1% лучше показателей первого квартала 2016 года.

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отмечает, что российский авторынок движется в правильном направлении. «9% роста год к году в марте оказалось достаточным, чтобы компенсировать потери меньшего масштаба в январе и феврале, превращая суммарный результат продаж в первом квартале в небольшой плюс», — приводятся слова Шрайбера в отчете. По его словам, это хорошая новость для рынка, который не видел позитивного результата за квартал более четырех лет.

В тройку лидеров по итогам квартала вернулась Hyundai, которая покинула ее в феврале с 30 304 проданными автомобилями (плюс 3%). Лидируют Lada (плюс 8%) и Kia (плюс 13%). Renault, ворвавшаяся в тройку лидеров в прошлом месяце, по итогам трех месяцев спустилась на четвертое место с приростом в 12%.

Значительный прирост по итогам квартала показывают Volvo — 34%, Datsun — 50% и Jaguar — 201%.

В числе аутсайдеров остаются премиальная Porsche — минус 34%, китайские Geely и Brilliance — минус 72 и 89% соответственно, а также южнокорейская SsangYong с минус 97%.

По итогам всего 2016 года в России был продан 1 425 791 автомобиль, что на 176 319 штук, или 11%, меньше, чем было годом ранее.

Lada опережает рынок

По итогам января—марта АвтоВАЗ продал 61 447 автомобилей Lada, что на 8% выше показателей аналогичного периода годом ранее. Только за март компания продала 25 110 пассажирских и коммерческих автомобилей, что на 13% больше марта 2016 года, когда их было продано 22 267. В результате по итогам первого квартала доля Lada на российском рынке составила 19,1% (плюс 1,3 п.п.). У ее ближайшего конкурента Kia доля составила всего 11,6% (плюс 1,3 п.п.).

Лучше всего в первом квартале продавались Lada Granta (минус 6,3%) и Vesta (плюс 65,5%), которые уверенно вошли в тройку лидеров по моделям. Опередить их смогла лишь Kia Rio (плюс 28,6%). Lada Xray заняла девятую строчку, увеличив продажи на 173,6%.

По итогам 2017 года АвтоВАЗ планирует продать до 300 тыс. машин в России, сохранив свою долю в 20% на рынке легковых автомобилей. Еще 30 тыс. авто концерн планирует продать за рубежом. Таким образом, продажи АвтоВАЗа в 2017 году могут вырасти до 12,6% год к году.

Возвращаются в автосалоны

Замедление падения продаж автомобилей участники рынка и эксперты заметили еще в феврале (минус 4,1%), результат которого оказался лучше январского (минус 5%). Как сообщил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин, рост продаж автомобилей по итогам марта и первого квартала подтверждает тезис о начале восстановления потребительского спроса и широком характере роста экономики в этом году. «Важно отметить позитивную динамику в первую очередь продаж в массовом сегменте», — добавил он.

Позитивную динамику отмечают и крупные дилеры. По итогам первого квартала продажи автомобилей в автосалонах ГК «Автомир» выросли на 19%, в марте — на 30%. Руководитель экспертно-аналитического управления ГК «Автомир» Артем Зябин отмечает, что в большой степени на динамику продаж повлияли отложенный спрос и общая стабилизация в экономике, укрепление рубля. «Многие люди откладывали покупку уже почти пять лет, теперь при некоторой стабилизации люди стали возвращаться в автосалоны», — добавил он, уточнив, что при сохранении таких экономический условий российский авторынок по итогам 2017 года может вырасти на 7–10%. Продажи ГК «АвтоСпецЦентр» в марте остались на уровне марта 2016 года, за квартал прирост составил около 4%. «По активности на рынке продаж мы не видим принципиального подъема», — говорит директор департамента продаж компании Алексей Потапов. «Увеличение потребительского интереса можно объяснить и активной поддержкой автопроизводителей, направленной на повышение продаж моделей 2017 года выпуска», — сказал он, уточнив, что по итогам года по рынку ожидается рост на 5–7%, причем основной приток придется на второе полугодие. На 18% в марте выросли продажи новых автомобилей в ГК «Рольф». Директор дилерского «Renault Рольф Центр» Артем Юсупов отмечает, что рынок по-прежнему неоднороден и слабые дилеры по-прежнему демонстрируют отрицательную динамику. «Очевидная тенденция — это ценовое расслоение масс- и премиум-брендов», — говорит он, отмечая, что цены на автомобили растут. «Дальнейшие результаты будут зависеть в том числе и от программ стимулирования рынка, запущенных правительством», — добавляет Юсупов.

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов подтверждает слова дилеров, что один из факторов, который сейчас работает, — это отложенный спрос. «Произошла некая стабилизация по ценам, подошли сроки замены автомобилей, и это все начинает работать на рост рынка», — сказал он, добавив, что скидки также привлекут в салоны покупателей. При этом прогноз по авторынку на 2017 год у Удалова остается прежним: прирост в районе 5%.

По словам руководителя EY по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ Андрея Томышева, рост российского авторынка начался в основном за счет бюджетных брендов, премиальные же продолжают стагнировать. «В течение определенного времени накапливался отложенный спрос, который рано или поздно должен реализоваться», — говорит он, уточняя, что рынок автокредитования постепенно восстанавливается, а это также влияет на динамику продаж автомобилей.

Валерия Комарова, сообщает РБК.

Новости

analytics