Перейти к содержимому

Малый и средний бизнес стал реже брать кредиты


Кредиты для малого и среднего бизнеса дешевеют, но спрос на них падает. Доля предпринимателей, которые привлекают заемные средства, сократилась с 24 процентов в III квартале 2014 года до шести в конце 2016 года.

По данным Индекса Опоры RSBI, в 60 процентах случаев банки принимают положительное решение по заявкам на получение кредитов. Однако лишь около 10 процентов компаний малого и среднего бизнеса заявляют о потребности в ссудах. При этом, как отмечают эксперты, предпринимателей сложно назвать закредитованными - уже есть кредит лишь у 15 процентов.

Инвестиционная активность бизнеса в конце 2016 года замедлилась. В начале 2017 года аналитики ожидают оживления инвестиционной активности бизнеса, однако большинство предпринимателей не планируют совершать какие-либо решительные шаги по привлечению инвестиций для развития бизнеса: 80 процентов опрошенных предпочитают ограничиваться лишь вложениями в поддержание основной деятельности компании.

"Сейчас процедуры получения кредитов существенно облегчены - ставки снижены, банки смягчили риск-правила. Однако на фоне нестабильности потребительского спроса и снижения продаж бизнес не торопится наращивать инвестиционную активность", - констатирует Александр Чернощекин, старший вице-президент - руководитель блока "Cредний и малый бизнес" Промсвязьбанка.

Малый бизнес, с одной стороны, отличается большей мобильностью, с другой - в большей степени зависит от конъюнктуры рынка. "Покупатели сохраняют осторожность в расходах, и это сказывается на результатах и настроениях предпринимателей", - полагает Чернощекин.

Но есть и несколько иные данные. Две трети компаний малого и среднего бизнеса действительно за последний год не обращались за кредитами. Однако среди тех, кто подавал заявку, треть получили отказ, в большинстве случаев без объяснения причины. Об этом говорят результаты опроса, проведенного НАФИ совместно с Фондом Citi, Национальной ассоциацией участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российским микрофинансовым центром (РМЦ).

Каждый второй предприниматель за последний год подавал заявление на кредит один раз, еще 22 процента - дважды, а 27 процентов обращались три и более раз. Те, кто получил одобрение, не всегда имели возможность взять всю сумму (средняя сумма заявки составляла 8 миллионов рублей, а средняя одобренная сумма почти в 1,5 раза ниже - 4,7 миллиона рублей). Те опрошенные, которым было отказано в кредитах, в половине случаев не получили разъяснений причин отказа.

Возможно, дело в отсутствии подготовки и нужных знаний. При оформлении заявки на кредит советами специалистов пользовались лишь 22 процента предпринимателей. Остальные подавали документы сами. Исследование показало, что именно тем, кто не прибегал к внешним консультациям, реже одобряли кредиты. Елена Стратьева, вице-президент НАУМИР, директор РМЦ, считает, что в этих данных есть доля истины. Низкая финансовая грамотность, по ее словам, часто лишает владельцев небольших компаний возможности использовать для развития бизнеса дополнительные финансовые ресурсы.

457076-native.v0.jpg

Инфографика: Антон Переплетчиков / Юлия Кривошапко / РГ

Share with friends

0 комментариев в этой статье

Гость
Комментировать статью...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Нет комментариев для отображения
  • Последние Сообщения

  • Последние Темы

×