Forbes: 2017 - год дипломатических успехов России

2017 год будет крайне успешным для России, считает колумнист издания Forbes Ништа Чаг, сообщает Вести.

В своей статье "Почему Россия победит в энергетических и дипломатических играх 2017 года" он объясняет, что удалось президенту России в 2016 г. и почему это крайне позитивно скажется на России в наступающем году.

"Во время жизнерадостных предновогодних празднований под Москвой Владимир Путин поднимет тост за уходящий 2016 год. Хорошим он был или плохим, во многом он оказался знаковым для лидера – железного кулака России, энергетического царя и "главного злодея" для всех западных СМИ.

Россия, к удовольствию Путина, большую часть года была непрекращающимся источником страха для Запада. Но в декабре этого года принесла ему щедрые стратегические дары по трем направления. И, скорее всего, такое положение вещей будет преобладать в дипломатии и энергетических играх в 2017 году.

Давайте начнем с Японии. Двухдневный государственный визит Путина в Японию неделю назад также может служить почвой для всех, кто настроен делать бизнес с Россией в следующем году. Встреча на высшем уровне между двумя соседними странами привела к заключению 60 экономических сделок, 23 из которых касаются энергетических соглашений, подписанных российской государственной нефтяной компании "Роснефть" и конгломератом японских компаний. Потенциально России и Японии они принесут миллиарды долларов во время совместных морских исследований, строительства еще одного завода по производству СПГ на Сахалине и газопровода, соединяющего Хоккайдо.

Вначале все ожидали, что сделки приведут к довольно успешному саммиту. Однако этого не произошло за время долгожданного визита на государственном уровне, который был ключом к примату России в мировых дипломатических и деловых сферах в 2017 году.

До своего первого визита в Японию Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ встречались по крайней мере 15 раз с 2012 года, в основном в кулуарах международных событий. Абэ казался более открытым, чем его коллега, для проведения двустороннего саммита на своей родной земле для решения двух острых вопросов: политического и касавшегося его лично. Первый касался исторической территориальной вражды с Россией по поводу спорных островов у Хоккайдо, Япония называет их северными территориями. Для Абэ это была прекрасная возможность подтолкнуть Россию к обсуждению возможности потенциальной передачи островов. Япония уже давно демонстрировала притязания на эти территории, которые принадлежали ей до захвата со стороны бывшего Советского Союза после Второй мировой войны. Спор стал препятствием к подписанию мирного соглашения – второй вопрос, который обе страны никогда не поднимали начиная с 1956 года.

К огорчению Абэ, вопросы так и остались нерешенными. Более того, Путин отказался принять гостеприимно предложенный Абэ отдых на горячих вулканических источниках, а ранее — подарок в виде щенка акита-ину. Многие восприняли простой отказ Путина принять гостеприимство Абэ, предлагающее традиционные горячие спа-процедуры и собаку, которую ему преподносили в подарок, как оскорбление. Для японских СМИ этот шаг стал проявлением неуважения неофициального дипломатического протокола, которое должно было оказать давление на их премьера. Однако Путин играет тонко, прощупывая границы дозволенного и наблюдая за реакцией своего коллеги. Он просто пришел и установил свои правила, не взяв на себя обязательств больше, чем необходимо. Но саммит помог России установить шаблон для поведения в 2017 году, установить основные правила в отношении того чего стоит ожидать от российской стороны.

И поведение Абэ в отношении Путина, даже рискуя нарушениями санкций против Москвы после аннексии Крыма два года назад, показывает стратегическую слабость и отчаяние Японии в ее попытках улучшить отношения с Россией.

С одной стороны, Япония выигрывает от российского импорта энергоносителей, в том числе сырой нефти и СПГ. Ее близость с Россией позволяет организовать доставку топлива в течение нескольких дней в отличие от недель, необходимых другим импортерам. Это дает Токио важное преимущество в отношении объемов и цен. Для четвертой по величине экономики в мире отказ от дешевых энергоресурсов может оказать пагубное влияние на ее экономику и сферу энергетической безопасности.

Стратегическая слабость Японии уходит корнями к победе Дональда Трампа. Несмотря на отказ от предложения по совместному созданию ядерного оружия Японией и Южной Кореей, которое необходимо им, чтобы защитить себя от агрессии, а не полагаться на вмешательства Америки, Трампу удалось послать четкий сигнал старым союзникам Вашингтона.

Объявленный на прошлой неделе выбор Трампа бывшего главы Exxon Рекса Тиллерсона в качестве своего госсекретаря - общеизвестный подарок Америки России незадолго до конца 2016 года.

Тиллерсон, хорошо известный своими тесными связями с Путиным и его окружением, дополнительно снижает вес Японии в игре в качестве потенциального посредника между Америкой и Россией.

Третий, но не менее значимый поворот в сторону российской власти пришел из Катара в начале декабря. Возобновившееся взаимодействие между этими двумя сторонами основано на сотрудничестве по энергетическим вопросам. Qatar Investment Authority наряду с трейдером Glencore подписали сделку по покупке 19,5% акций - крупный кусок пирога - государственной компании "Роснефть". Крупнейшая сделка по приватизации за всю историю России, как признал исполнительный директор компании Игорь Сечин.

Сделка стоимостью в $11,3 млрд – спасательный круг для российской экономики, до сих пор не оправившейся от последствий падения цен на нефть, экономической нестабильности и поддерживаемых США санкций.

Для Катара это отличная возможность приобрести внушительную долю одной из крупнейших нефтяных компаний в мире, что дает ему не только благоприятный контроль над колебаниями рынка нефти, но и основания для дипломатического компромисса с Россией в вопросах гражданской войны с Сирией. Будущее Башара аль-Асада в качестве президента Сирии на данный момент остается неясным. Некоторые эксперты считают сделку Катара с российской "Роснефтью" показателем прагматизма в ее внешней политике. Этот прагматизм, однако, неопровержимо играет в пользу России.

Победа Трампа в прошлом месяце уже говорит о возможных изменениях в политической и экономической судьбе России. Добавьте к этому энергетические сделки на несколько миллионов долларов вкупе с негласными политическими кивками из Катара и Японии – и в новом году Россия будет играть с позиции силы".

Новости

analytics