Российскую финансовую систему оценили ниже двух баллов

Рейтинговое агентство АКРА во вторник, 13 декабря, начнет оценивать состояние российского финансового рынка с помощью нового инструмента — Индекса финансового стресса, сообщает РБК.

Индекс рассчитывается по 10-балльной шкале и, по оценкам агентства, позволит оценить стабильность финансовой системы. Такой инструмент пока не имеет аналогов в России. Текущее состояние финансовой системы эксперты оценили ниже 2 баллов, что, по их мнению, говорит о ее стабильном состоянии. В моменты валютной паники на рынке в декабре 2014 года Индекс финансового стресса достигал 8 баллов, сообщили сотрудники агентства в ходе презентации нового инструмента.

Измерить кризис

Оценить темпы роста российской экономики помогает ряд статистических инструментов, например данные по ВВП, публикуемые Росстатом. Для оценки состояния финансовой системы можно использовать сведения об изменении курса рубля или ставок денежного рынка. Однако, как отмечает директор группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, эти данные не дают полного представления о ситуации. «Курс рубля может быть волатильным и меняться, например, в период налоговых выплат», — указывает эксперт.

В АКРА предлагают оценивать состояние финансовой системы сразу по нескольким критериям. Помимо инфляции, нефтяных цен и обменного курса рубля в агентстве предлагают учитывать также волатильность фондового рынка и оценивать стоимость акций компаний финансового сектора и уровень доходности облигаций. В частности, падение стоимости акций банков может происходить в случае ухудшения состояния их балансов и роста кредитного риска, а быстрое падение акций компаний финансового сектора может говорить о стремлении инвесторов в более ликвидные и надежные активы, считают в агентстве. Рост спреда между доходностью корпоративных облигаций и облигаций федерального займа (ОФЗ) также говорит о «бегстве инвесторов» от риска, считают эксперты АКРА. Эти факторы могут означать, что на рынке возникла неопределенность и участники не исключают ухудшения состояния в экономике и, следовательно, в зависящем от нее финансовом секторе.

Кроме того, при расчете индекса в АКРА будут оценивать уровень ставок на денежном рынке, в том числе на межбанке. В частности, если растет разница между ставками межбанковского рынка и ставкой, по которой рынку предоставляет ликвидность Банк России (в частности, репо), то, по мнению аналитиков АКРА, это свидетельствует о следующем: средним банкам становится сложнее привлечь финансирование, например, из-за дефицита качественных залогов. В случае дефицита ликвидности на рынке это может стать негативным фактором, который может спровоцировать финансовый кризис.

Новая угроза

В АКРА отмечают, что, исходя из поведения российского рынка за последние десять лет, вероятность возникновения финансового кризиса особенно высока при значении Индекса финансового стресса выше 2,5 балла. Последний раз индекс выходил за пределы 2,5 балла в январе 2016 года. Тогда стоимость нефти марки Brent упала до минимального значения за последние десять лет и составила $28 за баррель. В декабре 2014 года, в момент паники на валютном рынке, когда курс доллара превысил 80 руб., индекс был на отметке 7,5–8 баллов. Максимальное значение Индекса финансового стресса, 10 баллов, было зафиксировано в январе 2009 года. Этому предшествовали ипотечный кризис в США, банкротство американского инвестбанка Lehman Brothers и последовавший за ними обвал мировых фондовых рынков.

Как показывают расчеты АКРА, текущее состояние финансовой системы России сейчас можно охарактеризовать как стабильное: с начала 2016 года Индекс финансового стресса снизился с 2,5 до 1,1–1,5 балла в декабре (1,1 балла на 12 декабря). Это произошло из-за снижения инфляции, волатильности рубля и фондового рынка, а также благодаря снижению общего кредитного риска на рынке. Средняя разница между ставками краткосрочных заимствований банков и ЦБ сейчас составляет менее 1,5 п.п., тогда как полтора года назад она была на уровне 3–4 п.п., приводят пример аналитики агентства. В то же время уровень стресса в российской финансовой системе превышает показатели 2011–2013 годов, подчеркивается в материалах АКРА. Причинами нового кризиса на финансовом рынке могут стать колебания цен на нефтяном рынке, рост уровня просрочки по кредитам и профицит ликвидности. «Длительное наличие профицита ликвидности способно искажать инвестиционные стимулы в финансовой системе и приводить к избыточному принятию рисков инвесторами и кредиторами», — говорится в презентации АКРА. Системного кризиса можно избежать, если, по мнению аналитиков агентства, ЦБ сохранит ставку выше инфляции и продолжит управлять ликвидностью с помощью депозитных аукционов и введения норм резервирования для банков.

Увидеть дно

Гендиректор АКРА Екатерина Трофимова говорит, что агентство будет использовать индекс для мониторинга ситуации на финансовом рынке. Публиковать его планируется ежедневно. «Это может найти отражение в рейтингах отдельных эмитентов или даже целых секторов», — не исключила она.

Трофимова подчеркивает, что в отличие от других инструментов Индекс финансового стресса показывает общее состояние финансовой системы. «Мы не считаем обоснованной оценку состояния финансовой системы на основе отдельно взятых показателей», — отметила она. В АКРА рассчитывают, что интерес к индексу проявят не только участники, в частности инвестбанки, но и регулятор. «Такие индексы есть практически на каждом развитом рынке, и регуляторы используют их в своей деятельности», — говорит Трофимова. «Наконец-то исчезнут споры о том, на дне мы или нет. Это будет видно», — добавила глава АКРА.

«Если Банк России начнет использовать в своих методиках оценки финансовой системы Индекс финансового стресса, то многие банки также будут использовать его в своей практике. Сейчас для нас более актуальны риски, которые мы рассчитываем на конкретных контрагентов», — сказал РБК руководитель департамента глобальных рынков Sberbank CIB Андрей Шеметов. Он также подчеркнул, что аналитическая команда банка отслеживает все основные индикаторы состояния финрынка.

«С другой стороны, появление нового бенчмарка можно только приветствовать. Насколько он будет релевантен рыночной ситуации, покажет время», — добавил Шеметов.

В ЦБ отказались от комментариев. Представитель регулятора заявил РБК, что Банк России не комментирует продукты и методики рейтинговых агентств.

Кому нужен индекс

В АКРА признают, что их разработка не является чем-то уникальным. В частности, аналогичный индекс Global Financial Stress Index регулярно публикует Bank of America. Также индекс стресса (Financial Stress Index, FSI) в США рассчитывает Федеральный резервный банк Сент-Луиса, а в Европе для каждой страны такой индекс рассчитывает ЕЦБ. Методология Индекса финансового стресса адаптирована под условия российского рынка, подчеркивает Трофимова.

«Речь, по сути, об интегральном показателе, который позволит отслеживать финансовый риск на рынке. Такие индексы публикуют некоторые западные инвестбанки», — говорит главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. В качестве аналогии он приводит индекс PMI (индекс деловой активности), на основе которого инвесторы оценивают перспективы реального сектора в той или иной стране. «Это востребованный продукт, который используется наряду с другими макроэкономическими показателями», — указывает эксперт.

«Что касается рисков финансовой системы, то, конечно, можно отслеживать их по отдельным показателям, но существуют ситуации, когда комплексная оценка может оказаться более востребована», — считает Лисоволик. В частности, по его словам, при ухудшении ситуации на финансовом рынке, когда возникает негативный тренд, Индекс финансового стресса может позволить оценить ситуацию в целом с учетом влияния на различные рыночные факторы. «Это интересно тем же аналитикам или инвестбанкам, которые постоянно оценивают рыночный риск», — говорит он.

По мнению Лисоволика, участникам рынка потребуется несколько лет, чтобы оценить насколько изменение Индекса финансового стресса, предложенного АКРА, позволяет отражает изменение финансовых условий на рынке и позволяет предсказывать дальнейший тренд.

Старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков считает, что индекс вряд ли будет востребован, поскольку рынку нужны опережающие сигналы, чтобы понимать тенденции. «Участники судят о состоянии на рынке по отдельным показателям. После кризиса 2008 года следить за Индексами финансового стресса, чтобы прогнозировать ситуацию, не имеет смысла. Ни один из индексов тогда выстрелить не успел», — говорит он.

Управляющий отмечает, что для многих крупных фондов и частных инвесторов сейчас более актуальными являются показатели по притоку/оттоку инвестиций на тот или иной рынок. Например, подобную статистику регулярно публикуют Bank of America и компания Emerging Portfolio Fund Research (EPFR). Однако, считает эксперт, этот индикатор также весьма условно говорит о тенденциях на рынке. «Это индикатор, позволяющий оценить аппетит к риску у инвесторов. Теоретически значительный приток средств на рынок может сдвинуть его индекс, но в реальности корреляция между движением средств инвесторов и динамикой фондового индекса для развивающихся рынков не столь значительная», — отмечает Бизиков.

Альберт Кошкаров

Новости

analytics