Перейти к содержимому

В России решили составить рейтинг «умных» городов


Что такое умный город? Это тот, где все по уму. И дороги, и заводы, и коммуналка, и Интернет, и электричество. И власть.

В России решили составить рейтинг "умных" (смарт) городов. Пока среди мегаполисов - городов-миллиоников. Этим займутся минкомсвязь, минэнерго и минстрой. Мегаполисов у нас 15. И они больше других могут вкладывать деньги в свое "поумнение": в интеллектуальные системы управления транспортом, ЖКХ, энергетикой и промышленностью.

Опросы показывают, что для многих людей смарт-город - это тот, где есть "умные" лампочки, которые включаются при входе, "умные" лифты, где объявляют этажи, "умные" остановки с бегущей строкой прибытия автобусов и троллейбусов. Есть и те, кто считает "умным" город, в котором живет больше всего ученых и много вузов.

Так на чем все-таки будет строиться рейтинг? Что будут считать - дороги или дураков?

В списке критериев нет ни тех, ни других, сообщили в Институте развития Интернета (ИРИ). А вот вопрос подключения к Интернету стоит на первом месте и для ЖКХ, и для транспорта, и для промышленности, и для энергетики. И для власти.

Всего для исследования определены пять ключевых сфер смарт-города: промышленность, транспорт, энергетика, ЖКХ и электронное правительство. Все они должны эффективно управляться с помощью интеллектуальных технологий.

Эксперты по всему миру насчитали пока только в 2,5 тысячи городах такие высокотехнологичные элементы инфраструктуры. Россия для исследователей - почти белая карта. Сведения об их использовании у нас ограничены и малодоступны, сетует помощник президента, глава Института развития Интернета (ИРИ) Герман Клименко. И первый рейтинг умных городов, пояснил он, сделает доступной информацию об уже используемых интеллектуальных решениях в российских мегаполисах. Отберут успешные практики, которые потом предложат для других городов России.

Данные по мегаполисам будут собирать до конца февраля следующего года. А потом в апреле предварительные результаты исследования эксперты обсудят на рабочей группе. И лишь затем будет составлен итоговый список смарт-городов. Но на этом не остановятся. В планах - "поумнеть" всей страной. И подтолкнуть к светлому смарт-будущему не только крупные города, но и малые.

Сегодня горожане уже потребляют до 2/3 всех мировых ресурсов. "И повышение эффективности этого потребления, - уточнил Клименко, - ключевая задача на фоне стремительного роста численности населения, усложнения инфраструктуры и появления новых экономических и социальных задач".

Советник президента назвал умопомрачительную для малых городов сумму. Более триллиона рублей. Такой эффект от внедрения индустриального Интернета в реальном секторе можно будет получить уже через пять лет за счет роста производительности труда и снижения затрат. Примерно к этому же времени в мире уже будет не менее 600 городов, "умных" по всем позициям, подсчитали в международной консалтинговой компании McKinsey. Ее исследователи даже дали прогноз, что к 2025 году эти города начнут поставлять до 60 процентов мирового ВВП.

Сколько среди них будет российских? Пока неизвестно. Но претенденты уже есть. Их определили эксперты "РГ".

Автомат срезает цены

Текст: Ирина Жандарова

Лучшим городом России, который мог бы претендовать на звание "умного" в ЖКХ, эксперты назвали Санкт-Петербург. Хорошие шансы у Казани и Уфы.

"Это в первую очередь город с налаженной системой автоматизации сетей снабжения водой, теплом и электроэнергией", - поясняет заместитель директора направления городского хозяйства Института экономики города Владилен Прокофьев.

Внедрение "умных" технологий в ЖКХ может снизить тарифы для горожан на 30 процентов. Это, например, такая настройка тепловых систем, когда они обеспечивают оптимальную температуру в квартирах зимой. Жильцам не надо выпускать лишнее тепло через форточку. И при этом оплачивать его.

Еще "умные" технологии добавляют ЖКХ справедливости. Сегодня самые прогрессивные технологии проигрывают магниту, который некоторые умельцы используют для снижения показателей счетчиков воды. А оплачивать использованные кубометры приходится всем жильцам дома. Плюс к тому системы автоматизированного учета воды могут заставить всех платить строго по своим счетам. В этом случае счетчики находятся вне квартиры, ресурсоснабжающие организации имеют к ним доступ и могут начислять платежи без визита в квартиру.

Платить при внедрении такой системы вовремя и в полном объеме начинают и молчуны, которые забывают передать показания, и народные умельцы, пытающиеся скрутить показания. А выгоду получают все жильцы дома, которым не нужно брать на себя платежи соседа. К тому же забыть передать показания при такой системе невозможно, поставщик ресурсов сделает это сам и выставит счет.

"Умные" технологии есть у многих российских городов. "В Уфе, например. Можно сказать, что этот город тоже на пути к званию "умного в ЖКХ". Новосибирск имеет успехи в электроснабжении и теплоснабжении. Автоматизация сетей на высоком уровне в Казани", - перечисляет Прокофьев.

При выборе "умных городов" в сфере ЖКХ эксперты рейтинга оценят процент подключенных к Интернету предприятий, в том числе для публикации в государственной информационной системе (ГИС ЖКХ) отчетов о своей работе и платежек жителей. Выяснят также, как работают системы очистки сточных вод, энергоэффективные технологии. При этом Прокофьев отмечает, что наши города еще не в полной мере решили проблему изношенности сетей, больших потерь энергии. И эти показатели не являются ключевыми для "умного города". Но при составлении рейтинга эксперты оценят и их, чтобы учесть общее состояние жилищно-коммунального хозяйства.

А для вас - парковка бесплатно!

Текст: Татьяна Алешина
На Казань и ее проект "Умный и безопасный город" советуют обратить внимание эксперты Института региональных исследований и городского планирования НИУ "Высшая школа экономики". Особенно на его транспортную часть.

Проект предусматривает помимо единой городской сети Wi-Fi еще и интеллектуальную транспортную систему, "умные" парковки, автобусы и уличное освещение.

Что такое умный город с точки зрения пассажира? Пришел на остановку и, посмотрев на табло либо в смартфон, знает, когда придет автобус. Это требование номер один, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин.

Второе - в "умном" городе есть платежная система, которая сама рассчитывает скидку, если человек часто ездит общественным транспортом и постоянно пользуется одной и той же картой для оплаты. А сама карта должна действовать на всех видах общественного транспорта, в том числе и на маршрутках, как это сделали в Москве.

Третье. Билет должен быть пропуском и на перехватывающую парковку. По нему должны предоставлять скидку или вообще не брать денег за стоянку. Также горожанин должен иметь доступ к схеме парковок, чтобы понять, где дешевле.

Четвертое. Это приоритет на городских дорогах общественного транспорта. И речь не только о выделенных полосах. Но и о возможности с меньшими потерями времени проезжать перекрестки со светофорами - "диалог автобуса и инфраструктуры". И такая система вовсе не фантастика, уверяет Блинкин. Если есть средства, то сейчас нет проблем, чтобы привлечь ИТ-команду и сделать более-менее современную систему для управления транспортными потоками.

К ней также надо прибавить видеокамеры и датчики на подвижном составе общественного транспорта для мониторинга ситуации на дорогах, кто выбился из расписания. Для этого все оборудование должно быть объединено в единые сети.

В Казани и Питере есть хорошие наработки по управлению транспортом, говорит эксперт. Замечательные проекты были реализованы в Сочи перед Олимпиадой. Многое делается в Красноярске, Екатеринбурге, Белгороде. В Екатеринбурге, например, планируют урегулировать парковочное пространство и общественный транспорт.

Но на все нужно время. Так, например, вспоминает Михаил Блинкин, в Лондоне, в центре города, только через три года стала работать корректно опция переписки с населением о неправильных штрафах и оплате.

Мэру прямо в уши

Текст: Татьяна Маркелова
Среди крупных городов, обладающих высоким потенциалом для умного развития, эксперты также назвали Томск, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Среди малых городов - подмосковные Одинцово и Жуковский.

"Я бы добавила сюда Подольск, включая наукограды Жуковский, Королев, - рассказала "РГ" эксперт Института региональных исследований и городского планирования НИУ "Высшая школа экономики" Евгения Рыбина. - Они оказались в числе городов с высоким потенциалом для умного развития, поскольку там есть кадровые, административные и инвестиционные ресурсы". Это три кита, на которых стоит "умный город". Без специалистов, денег и желания власти умнеть трудно.

А как заставить муниципальную власть делать то, что надо жителем? Наладить прямой, без посредников, диалог между ними. То есть создать надежную и честную систему обратной связи. И она есть среди критериев рейтинга "умных" городов .

Это, по мнению экспертов, будет одна из самых сложных позиций. Пока в России надежных региональных сервисов не так уж много, а если посмотреть успехи муниципалитетов, то их можно назвать очаговыми, отметил директор Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев. Он считает, что для рейтинга "умных" городов к оценке развития электронного взаимодействия надо бы приступать через три-четыре года.

Успех эксперты фиксируют лишь по телефонам. Была проведена проверка доступности органов исполнительной власти по телефонным номерам (10 тысяч номеров), размещенным на Едином портале госуслуг. И по ним можно было получить ответ.

В других случаях особой положительной динамики пока нет. Да, растет число услуг, по которым можно подать заявление в электронном виде. Но основными услугами, которые действительно работают сейчас, является оплата штрафов, услуг ЖКХ и запись на прием к врачу.

Но есть регионы, которые начали интегрировать свои ресурсы электронного правительства с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). И жители Калининградской, Ростовской, Саратовской, Томской, Челябинской, Ярославской областей, Приморского и Ставропольского края, Республики Бурятии и Ханты-Мансийского автономного округа получили доступ к государственным федеральным и региональным услугам по принципу единого окна на сайте gosuslugi.ru. Теперь они могут заказать федеральные и региональные госуслуги, зайдя на один портал.

Система электронного правительства также является элементом "умного" города. И его необходимые элементы уже внедрены практически во всех городах страны, как этого требует законодательство.

Татьяна Шадрина (обозреватель отдела экономики и социальных проблем "Российской газеты")


Share with friends

0 комментариев в этой статье

Гость
Комментировать статью...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Нет комментариев для отображения
  • Последние Сообщения

  • Последние Темы

×