Российский банк потерял 100 млн руб. после кибератаки

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника на рынке информационной безопасности и близкого к ЦБ собеседника, один из российских банков лишился более 100 млн руб. в результате кибератаки, сообщает РБК.

В пресс-службе Банка России подтвердили, что регулятор зафиксировал факт атаки и что, по предварительным оценкам, сумма ущерба составила немногим более 100 млн руб.

FinCERT ЦБ — центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере — взаимодействует с правоохранительными органами, которые проводят соответствующие мероприятия, отметили в регуляторе. О каком банке идет речь, там не уточнили. Собеседник издания, близкий к ЦБ, утверждает, что атаке подвергся филиал регионального банка, а хакеры вывели все средства, которые были в этом филиале.

По словам источника в ЦБ, по одной из версий, произошла кибератака с использованием уязвимости в автоматизированной банковской системе (АБС), разработанной компанией «Диасофт», которую использовал этот банк. «Хакеры, судя по всему, проникли в сеть банка и взломали АБС. В результате платеж из АБС на крупную сумму вышел с подмененным адресом. Если следствие подтвердит этот факт, то данный инцидент станет первым случаем успешной атаки на АБС с серьезной кражей», — отметил источник «Коммерсанта» на рынке информбезопасности.

Источник в ЦБ в свою очередь говорит, что выводы делать рано, следствие только начало свою работу. По его словам, если проблема действительно в программном продукте «Диасофта», то до компании доведут эту информацию для устранения уязвимостей. В компанию за последние несколько недель клиенты в финансовом секторе НПО по каким-либо инцидентам в сфере информационной безопасности не обращались, сказал член совета директоров «Диасофта» Александр Генцис.

АБС — аппартно-программный комплекс, направленный на автоматизацию банковской деятельности, поясняет «Коммерсантъ». В системе ведется учет данных о клиентах банка, заключенных договорах банковского обслуживания, расчетных и валютных счетах, обрабатываются платежные поручения, формируются реестры платежей для проведения расчетов через платежную систему ЦБ. АБС, как правило, работает во внутренней сети банка и не связан с общедоступными сетями связи. Российские банки преимущественно используют АБС отечественных разработок от компаний «Диасофт», ЦФТ, R-Style Softlab, БИС и др. Клиентами «Диасофта» являются более 300 банков — в частности, Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-банк, говорится на сайте компании.

В Промсвязьбанке сообщили, что используют самописный АБС. Продукцию «Диасофта» там используют «для других целей», и она «доступна только из внутренней сети банка для выделенных работников». В Абсолют-банке, по словам директора департамента информационных технологий банка Андрея Горелова, также используется самостоятельно написанная АБС.

В Альфа-банке сказали, что не используют программные разработки «Диасофта» в качестве АБС. В то же время там подчеркнули, что уязвимости могут быть в любом софте. Представитель Сбербанка в свою очередь сообщил, что банк не использует АБС, разработанную «Диасофтом». «АБС Сбербанка разработан с учетом рисков и угроз и изначально содержит все необходимые механизмы для противодействия атакам», — утверждают в Сбербанке.

Кирилл Буланов

Новости

analytics