Как выучить иностранный язык: 13 идей от психотерапевта

Сразу хочу разочаровать любителей лёгких решений: совсем без труда не выйдет, сообщает НВ Бизнес.

В жизни много стресса, мало мотивации, нет лишних денег, зато есть распухшая голова, в которую уже ничего не лезет. Я предлагаю общий план: что требуется знать и делать, чтобы всё-таки выучить язык в таких условиях. И не только выучить – а сделать это относительно быстро, почти бесплатно и не двинуться при этом головой. Да, такое возможно.

Поскольку моя профессия – психотерапия и консультирование, то и изучение языка я рассматривала как некий психодинамический процесс со своими конфликтами, мотивами, препятствиями и потребностями. Каждая из этих составляющих влияет и на результат, и на скорость продвижения. Давайте попробуем разобрать мою психологическую призму восприятия и посмотрим, что из неё вам подойдёт.

Сразу хочу разочаровать любителей лёгких решений: чтобы совсем без труда – так не выйдет. Всё равно придётся инвестировать, как минимум, время. Всё равно придётся прикладывать усилия. Но не так, чтобы упасть замертво. Но придётся. Но не слишком много.

1. Сколько же инвестировать и как вообще ориентироваться?

Первый числовой ориентир: рассчитывайте, что вам потребуется примерно по 100 часов для продвижения на каждый следующий уровень владения языком. Кому-то понадобится чуть больше, кому-то меньше. В эти часы входит всё: чтение, письменные упражнения, устная речь, а также любые «кусочки» языка, которые удастся ухватить (что особенно актуально для тех, у кого есть возможность погрузиться в языковую среду).

Второй числовой ориентир: чтобы начать пользоваться языком, не напрягаясь, вам нужно достигнуть словарного запаса приблизительно в одну тысячу слов, и узнать 40-50 грамматических правил. Для этого достаточно 9-10 месяцев регулярных занятий.

Полностью запретите другим людям исправлять вас, когда вы об этом не просите

Третий числовой ориентир: если вы сможете что-то делать на изучаемом языке хотя бы 30 минут в день, то за год гарантировано достигнете устойчивого уровня В1 – то есть, начнёте говорить, читать, писать без усилий.

Всё это выглядит вполне подъёмно, не так ли?

2. Сколько это будет стоить?

Хорошие новости. Если язык, который вы учите, не очень редкий – то бесплатных материалов, курсов и возможностей его учить вы наберёте столько, что просто не успеете их все охватить, потому что выучите раньше. Плюсы бесплатных ресурсов ещё и в том, что они все, как правило, разные, и подходят к языку с разных позиций – а это именно то, что вам нужно (почему – скажу дальше). Из обязательного – готовьтесь купить хороший учебник, словарь, ну и стопку тетрадей. Есть шанс, что больше ни на что тратиться и не придётся.

Идея № 1. Репетитора, если уж очень хочется, лучше брать на короткое время для закрепления больших пластов пройденного. Время занятий с репетитором может быть всего 10% от всех занятий – главное не сколько, а когда.

3. Что вам поможет, а что помешает?

Важная вещь, которую стоит держать в уме, садясь заниматься: существуют как способствующие факторы, так и препятствующие. И все они, как это ни печально, будут периодически галдеть и толкаться в вашей бедной голове. Это те самые конфликты, мотивы и потребности, о которых написано парой абзацев выше, а ещё это свойства вашего характера и некоторые природные способности. Чтобы двигаться вперёд, придётся учиться ими жонглировать, а некоторые из них – объезжать на кривой козе. Например, мешать вам будет:

А) Мотивация

Мотивация вряд ли будет помогать. Поскольку «правильной» мотивации для взрослых, о которой трубят все языковые тренинги и курсы, и на которой можно ехать вперёд, как на бензине, – не существует. То есть, это такой сказочный кролик, которого никто не видел, но он вроде как есть. На самом деле – нет. В основе всех предлагаемых мотиваторов так или иначе лежит самообман, и если вы взрослый человек, то он просто не сработает. Единственный широко известный вид помогающей мотивации – влюбиться в носителя языка. Но тогда вам и не нужны никакие статьи! В общем, одно расстройство.

Так что предлагаю сразу, с самого начала исходить из данности, что мотивации у вас ноль, и выше не будет. Новый язык – это всегда стресс, напряжение, проблемы, раздражение и в каком-то смысле насилие над собой, даже когда у вас сто тысяч рациональных аргументов. Поэтому (а также потому, что ваша обычная жизнь никуда не делась и есть много других задач) периодически вам будет невероятно трудно заставить себя продолжать. Нужно будет учитывать эти приступы (кризисы мотивации), и заранее подготовить себе другие виды «топлива».

Идея № 2. Относительно эффективным видом топлива может быть вот такой: «чем быстрее я выучу этот проклятый язык (правило, упражнение), тем быстрее эти мучения закончатся». Мрачненько, зато освежает.

Б) Личностные качества

Если вы учите новый язык, то неминуемо какую-то часть времени проведёте в состоянии слепого беспомощного котёнка, который везде тыкается и понятия не имеет, как надо. Ещё часть времени будете общаться в стиле «моя твоя говорить кагдила». Ещё часть времени будете уставать, выдыхаться и лепить гораздо больше ошибок, чем могли бы. Наконец, последний бастион – общение с носителями и сложные ошибки по незнанию, которые всем кажутся ужасно смешными. Так что, если у вас есть внутренний перфекционист, или внутренний небольшой нарцисс, или внутренний критик, или ещё кто-нибудь столь же внутренний – то персональный ад после каждого такого эпизода всегда будет к вашим услугам.

Идея № 3. Чтобы не слишком мучиться на эту тему, заранее выдайте себе разрешение ошибаться и «лажать» минимум треть от общего времени обучения. А потом поймайте волну и делайте это с кайфом. Находите смешное в своих блужданиях, делитесь ошибками в соцсетях и т.д. Превратите это в отдельную часть процесса, она полезная!

Идея № 4. Также полезно знать, что темпы вашего продвижения будут сокращаться экспоненциально. В начале скорость буквально космическая: месяц – и вы можете поддержать несложный разговор! Вау! А вот потом уже не так быстро. И чем выше уровень знаний, тем медленнее прогресс, а значит – сложнее замечать качественные скачки. Будьте к этому готовы и не ругайте себя, это совершенно нормально.

В) Опыт обучения языку в советской системе

Попробую изложить коротко. В отечественной педагогической системе при изучении иностранных языков есть несколько, на мой взгляд, психологически вредных установок. Во-первых, ученику, делающему первые пробы нового для себя языка, дается критически мало поддержки (или вообще не даётся нисколько). Во-вторых, упор на знания: грамматику и количество слов, а не на то, чтобы как можно быстрее начать использовать язык. В-третьих, категорически не приветствуются ошибки. На них указывают, за них снижают оценки и прочее, что формирует типичный психологический блок русского человека: вроде бы что-то знаю, но говорить от ужаса не могу, ведь идеально не получится. А если заговорю, то буду так бояться сделать ошибку, что забуду всё, что знаю. Получается не язык для человека, а человек для языка.

Идея № 5. Если вы уже поцарапаны отечественной системой, и боитесь лишний раз открывать рот, найдите кого-то, кто будет поддерживать вас в ошибках. Да, именно так. Активно хвалить за сам факт проб и упражнений, отмечать ошибки как свидетельство прогресса и усердия, а не как промахи.

Идея № 6. Полностью запретите другим людям (особенно – более продвинутым соотечественникам) исправлять вас, когда вы об этом не просите. Например, когда пытаетесь написать что-то на новом языке в фейсбук или сказать вслух. Непрошеные исправления здорово демотивируют (а мотивации ведь и так ноль). Ещё они создают ощущение «ну вот, ничего пока не могу». Зачем оно вам?

Г) Ваш родной язык

И снова здесь всё верно. Тот язык, на котором мы думаем, и структуру которого чувствуем интуитивно, в изучении любого другого языка обязательно подложит нам свинью, и не одну. Какие-то правила мы будем запоминать слишком мучительно, потому что с позиции родного языка они нелогичные и вообще антизапоминательные. Какие-то ошибки мы будем делать постоянно, потому что, опять-таки, с позиции родного языка неправильный вариант логичнее. Отдельные новые звуки будут завязывать узлы на том языке, который у нас во рту, потому что он слишком привык к другим звукам, более родным. И так далее.

Идея № 7. В самом начале изучения нового языка найдите список типичных ошибок и трудностей, которые ожидают носителей вашего родного языка. И прицельно следите за тем, чтобы их отлавливать. Кучу времени себе сэкономите.

А есть ли что-то, что вам поможет? Да. Поможет вам…

А) Опыт изучения другого иностранного языка

Если вы хотя бы начинали учить любой другой язык, пусть даже и не выучили, пусть не используете – всё равно это бесценно. Любой имеющийся язык даёт возможность легче усвоить грамматическую структуру и словообразование нового языка. Чем больше языков у вас в активе – тем лучше.

Идея № 8. Поищите списки слов и грамматических правил, которые в новом языке похожи на слова того языка, который вы уже учили или знаете. Так легче будет запоминать. Способов запоминания лучше иметь как можно больше, чтобы их можно было менять во время мотивационных кризисов (а они будут постоянно – мы же помним про ноль мотивации).

Б) Знание своих собственных возможностей

Тут понятно без дополнительных объяснений. Хорошая память, способность концентрировать внимание и прочие прелести дают нам возможность учиться, наращивать словарный запас и запоминать правила и ряды слов. Но есть и другие навыки и умения, которые придут вам на помощь, несмотря на скудные ресурсы и отсутствие мотивации (да, её всё ещё нет, это нужно постоянно помнить).

Идея № 9. Используйте свои сильные места. Например, вы визуал – значит, картинки с написанными словами у вас пойдут лучше аудиозаписей. Или вы лучше обучаетесь, когда кто-то вас проверяет – найдите такого человека. Или вы адреналиновый прокрастинатор, и можете легко запоминать большие объёмы информации в ночь перед дедлайном. Значит, устройте себе контрольную! И т.д.

В) Музыкальный слух

Те, кто им обладает, счастливчики. Языки им даются гораздо легче, потому что для них не проблема различать и воспроизводить звуки нового языка прямо с лёту, как ноты. Им не нужно вникать, как именно требуется во рту повернуть язык и губы (иногда, кажется, даже зубы), чтобы извлечь звук. Кроме того, эти прекрасные люди способны говорить на чужих языках почти без акцента – опять-таки, из-за отличного дара хорошо слышать и точно копировать произношение. В общем, если у вас есть музыкальный слух, то вам, можно сказать, повезло.

Идея № 10. Даже если вам медведь на ухо наступил, не всё потеряно. Рот – это тот же музыкальный инструмент, поэтому, чтобы хорошо говорить, на нём нужно достаточно много «играть». Обеспечьте себе языковую практику, и произношение будет так или иначе подтягиваться само. По тому же принципу, как тело постепенно учится ходить, прыгать, бегать, плавать, водить автомобиль – без специальных усилий.

Идея № 11. Полезно слушать радио или телевизионные передачи на нужном языке, чтобы привыкнуть к его мелодике и ритму, к интонированию и к тому, как он звучит «в потоке». Даже если пока ничего не понимаете. Достаточно буквально 10-15 минут в день.

Г) Погружение в языковую среду

Тут тоже всё ясно. Языковая среда даёт возможность задействовать ту часть мозга, которая сама впитывает новый язык, как губка, буквально из воздуха – с вывесок, обрывков разговоров в транспорте и на улице, из меню в кафе, из газет и журналов и пр. А мы помним, что способов запоминания и обучения нам нужно много, у нас же, да-да, всё ещё ноль мотивации.

Так вот, если у вас есть возможность побыть в языковой среде или даже переехать, используйте сразу несколько приёмов и идей.

Идея № 12. Если идёте в кафе, в учреждение или любое другое место, где с вами будет общаться сотрудник – попроситесь к стажёру. Он на вас попрактикуется и будет в восторге, вы на нём попрактикуетесь, и будете в восторге.

Идея № 13. Добавляйте в свою «копилку» любой неизвестный кусочек нового языка – вывеску, услышанное или встреченное в газете слово, обращение к собаке на улице и т.д. Запоминайте его, записывайте, дома уточняйте в словаре и старайтесь привязать к другим знакомым словам. Представьте, что вы собираете большой-большой паззл, и каждый маленький кусочек (слово, фраза) уменьшает оставшийся объём.

Екатерина Сигитова, врач-психотерапевт

Новости

analytics