Перейти к содержимому

Что останется после Обамы: долг и дефицит бюджета


Барак Обама войдет в историю как американский президент, который продал больше всего облигаций и при самых низких ставках. Он также оставляет высокий долг, который станет ахиллесовой пятой для его последователя, кем бы он ни был.

Администрация Обамы получила беспрецедентные преимущества, которые помогли ей справиться с длиннейшей рецессией с 1930-х годов.

ФРС сохранил процентные ставки на историческом минимуме, частично за счет того, что стала единственным и крупнейшим держателем облигаций.

Кроме того, США могли полагаться на спрос со стороны международных инвесторов крупнейшим из которых стал Китай, который наращивает свои резервы.

Международные покупатели получили облигации на $3 трлн, повысив уровень владения вдвое, до рекордного максимума.

Однако теперь ветер переменил направление. ФРС намекает на дальнейшее повышение ставки, несмотря на то, что процентные расходы по национальным облигациям уже итак самые высокие за последние пять лет. 

Рыночные долговые обязательства правительства США выросли практически вдвое за время президентского срока Обамы, до рекордного значения в почти $14 трлн.

А дефицит бюджета вновь растет после того, как в течение четырех лет подряд наблюдалось сокращение.

Помимо этого, уровень иностранного владения американскими облигациями сокращается самыми быстрыми темпами в 2013 года.

Ухудшение обстановки на крупнейшем в мире фондовом рынке может испортить планы будущего президента США, независимо от того, кто им станет – Хиллари Клинтон или Дональд Трамп.

Оба кандидата пообещали принять меры, направленные на стимулирование роста и создание рабочих мест.

Перспектива того, что рынок, который был «бычьим» в течение трех последний десятилетий, развернется в обратную сторону, будет иметь последствия для всех, в том числе окажет влияние на те проблемы, которые планируют решить кандидаты в президенты США – от расходов на инфраструктуру до национальной безопасности и сокращения налогов.

Счастливчик Обама

В каком-то смысле Обама оказался счастливчиком.

В период с 2009 по 2014 год ФРС купила облигации на сумму $1.7 трлн, поглотив эквивалент четвертой части роста непогашенного долга.

Несмотря на то, что покупка облигаций помогла поддержать фондовый рынок, эра рекордно низких ставок ограничила доходы инвесторов и фиксированным доходом.

Облигации зарабатывали около 3% ежегодно в среднем с 2009 года, это самый низкий показатель с президентского срока Рейгана, согласно данным Банка Америки.

Во время президентского срока Обамы доходность 10-летних облигаций в среднем составила около 2,5%, по сравнению с 4.4% при Джордже Буше.

Доходность упала даже несмотря на восстановление экономики после финансового кризиса и роста числа рабочих мест за последние шесть лет.

Акции демонстрировали лучшие показатели, чем облигации: S&P 500 Index генерировал ежегодную прибыль в 15% при Обаме, по сравнению с средним значением в 10% с 1980 по 2008 год.

Несмотря на экономический рост Америки, долговая нагрузка поглотила большую долю национальных финансовых ресурсов, что существенно осложнит принятие решений следующего президента страны.

Несмотря на то, что дефицит бюджета снизился, когда закончилась эра кризисных расходов, уровень долга все-таки вырос.

В 2016 фискальном году Минфин потратил $433 млрд на процентные выплаты по облигациям – эта сумма будет расти по мере роста процентной ставки.

Чистые процентные издержки, то есть баланс между тем, что получает правительство по процентным выплатам против суммы выплат по долгам, к 2026 году вырастет почти втрое, до $712 млрд, прогнозирует Бюджетное управление Конгресса США.

Издержки, как доля ВВП, вырастут почти вдвое – до 2,6%.

Даже без новых фискальных расходов, США окажутся еще дальше в красной зоне, так как прибыль не будет соответствовать растущим расходам на социальное обеспечение, медицинскую программу и процентные выплаты, прогнозирует Бюджетное управление Конгресса США.

Рост долга

Несмотря на то, что нет никакой гарантии того, что новый президент получит одобрение Конгресса, экономисты прогнозируют потенциальный сдвиг в сторону ослабления фискальной политики, которая приведет к росту долговой нагрузки.

Предложения кандидата от Демократической партии Клинтон включают инфраструктурный план на сумму $275 млрд, которые она планирует платить через изменения законодательства по корпоративным налогам.

Она также предлагает повышение налога на богатство.

Госдолг США

238516.640xp.jpg

Если ее планы будут реализованы, то это приведет к росту долга на $200 млрд за десять лет, согласно анализу Комитета за ответственный федеральный бюджет.

Трамп, кандидат от Республиканской партии, пообещал сокращение налогов и расходы до $500 млрд на инфраструктуру. Это предложение приведет к росту долга на $5.3 трлн, по оценкам Комитета за ответственный федеральный бюджет.

Так как долговая нагрузка будет расти, последователь Обамы может рассчитывать на внутренних покупателей, которые активизировались даже несмотря на то, что зарубежные центральные банки сократили их долю в течение трех кварталов подряд.

Американские коммерческие банки, например, нарастили владение федеральными и агентскими займами до рекордного значения в $2.43 трлн в октябре.

Меры стимулирования

Новый президент может полагаться на меры монетарного стимулирования, которые были во время президентского срока Обамы и могут сохраниться и дальше.

ФРС вряд ли снизит баланс в $4.45 трлн в ближайшее время. А политики прогнозируют два повышения процентной ставки в 2017 году.

Однако все может измениться, если уровень роста инфляции вырастет.

Представители ФРС заявили, что темпы роста цен выросли, а рост доходности облигаций с августа предполагает, что все трейдеры сходятся во мнении, что инфляция растет.

Государственный долг США к ВВП

238513.640xp.jpg

Если экономика начнет перегреваться еще до новых фискальных расходов, это может привести к более быстрому росту инфляции, что подорвет стоимость фиксированных выплат по облигациям.

Согласно оценкам Федерального резервного банка Атланты, экономика растет на 3,1% в год в этом квартале, что говорит о том, что США могут продемонстрировать лучшие квартальные показатели с 2014 года.

Сценарий, при котором ускоряется рост и инфляция, может вынудить Wall Street повысить ожидания повышения процентной ставки ФРС и ждать более высокой доходности на ближайшие годы.

Прогнозируется, что доходность 10-летних облигаций вырастет до 2.13% к концу 2017 года, по сравнению с 1.8% в настоящий момент, согласно среднему прогнозу экономистов, опрошенных агентством Bloomberg.

Бюджетный дефицит

Замедление темпов роста бюджетных доходов, а также рост правительственных расходов привели к росту бюджетного дефицита в 2016 фискальном году впервые с 2011 года.

Дефицит бюджета вырос до $587 млрд в фискальном году, который закончился 30 сентября, по данным Минфина США, что на 34% выше, чем в прошлом году. Это увеличило дефицит до 3.2% ВВП, по сравнению с 2,5% ВВП в 2015 фискальном году.

За последние годы дефицит снизился по мере сокращения расходов и укрепления экономики.

Однако все большее число получателей льгот в рамках программ Medicare, Medicaid и Social Security, а также повышение ставок по государственному долгу привели к росту расходов на 5% в 2016 году. При этом общая прибыль выросла всего на 1%.

Стабильный рост рабочих мест за последний год привел к росту персональных доходов и налогов, удерживаемых с заработной платы, которые выросли на 4% в 2016 году.

Однако доходы от корпоративных налогов упали на 11% за года, частично за счет того, что прибыль была низкой в связи с замедлением роста продуктивности, слабого спроса из-за рубежа.

Государственные расходы США

238514.640xp.jpg

Общий уровень доходов вырос на $18 млрд по сравнению с прошлым финансовым годом, или менее чем на 1%.

Рост бюджетного дефицита на $166 млрд за последние 12 месяцев был обусловлен рядом ключевых факторов.

Расходы на программу социального обеспечения Social Security выросли на 3%, или $33 млрд. Расходы на программу медицинского обслуживания Medicare выросли на 9%, или $58 млрд, что было связано с увеличением числа участников программы и роста расходов на услуги.

Расходы на проценты по госдолгу и программу Medicaid также выросли.

Прогнозируется, что бюджетный дефицит продолжит расти. Так, в августе Бюджетное управление Конгресса США предоставило свои оценки, согласно которым дефицит вырастут за следующие 10 лет до 4,6% ВВП к 2026 году.

Уже долгие годы американское правительство тратит больше, чем получает, тем самым увеличивая уровень государственного долга. США могут себе это позволить, так как вряд ли можно представить себе ситуацию, когда инвесторы откажутся покупать облигации крупнейшей мировой экономики.

Судя по ближайшим планам, власти не планируют бороться с дефицитом. Дефицит годового бюджета, запланированный на 2026 г., составляет 5% от ВВП.

Десять лет назад федеральный долг составлял всего лишь 35% от ВВП. Сейчас он почти вдвое больше, и в 2026 г. по прогнозу достигнет 86%. Но это только начало. Если дефицит останется на запланированном уровне, процент долга в конце концов вырастет до 125%.

Государственные доходы США

238515.640xp.jpg

Бюджетное управление конгресса прогнозирует повышение госдолга с $14 трлн до $18 трлн к 2021 г., а к 2026 г. он увеличится до $29,3 трлн. Не исключено, что он будет даже больше, поскольку здесь все зависит от будущих президентов.

Например, на фоне предложений Трампа по сокращению налогов госдолг может увеличиться еще на $4,4 трлн.

Высокий и продолжающий расти уровень национального долга вредит экономике США многими способами. Для выплаты процентов необходимо повышение федеральных налогов или увеличение бюджетного дефицита.

В 2016 г. проценты по национальному долгу составляют почти 16% от поступлений за счет подоходного налога с граждан. К 2026 г. планируемые проценты по национальному долгу составят уже почти 31% от этой суммы, даже если процентные ставки будут расти так медленно, как заложено в прогнозе.

Реальный госдолг США

Бывший глава Счетной палаты США (Government Accountability Office) в конце 2015 г. заявил, что реальный долг США приближается к $65 трлн, что почти в 3 раза превышает официальные цифры.

Дэйв Уолкер, который возглавлял Счетную палату США при Билле Клинтоне и Джордже Буше, сказал, что если прибавить к официальным данным необеспеченные обязательства страны, то реальное значение госдолга будет просто феноменальным.

"Если вы добавите около $18,5 трлн необеспеченных гражданских и военных пенсий, пенсий по здоровью, добавите недофинансированные расходы по социальных обязательствам, Medicare, все различные обязательства, то госдолг составит около $65 трлн, и он автоматически растет из-за отсутствия реформ", - заявил Уолкер.

По его словам, растущий долг затрудняет способность правительства осуществлять внутренние и внешнеполитические инициативы.

Увеличение госдолга сейчас выгодно всем, как это было последние 45 лет. Беспрецедентный рост долговой нагрузки – это результат политики республиканцев и демократов.

Политики могут бесконечно обвинять друг друга, требовать уступок и преференций для согласования законопроекта, но никто из них не будет требовать отмены повышения лимита госдолга.


Share with friends

0 комментариев в этой статье

Гость
Комментировать статью...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Нет комментариев для отображения
×