Половина россиян перешли на натуральное хозяйство

Доля россиян, выращивающих еду на своих огородах, увеличилась до 46%. Одновременно снижаются продажи продуктов питания в магазинах, свидетельствуют данные Gfk Rus, сообщает РБК.

За два года доля россиян, выращивающих овощи и фрукты на собственных огородах, выросла с 39 до 46%, при этом для 15% «активных огородников» производство собственных овощей является основным источником питания, рассказал генеральный директор Gfk Rus Александр Демидов.

«Отмечается достаточно большой всплеск, люди переходят на собственноручно выращенные продукты, это кризисная ситуация, несомненно», — сказал он, добавив, что доля россиян, занимающихся приусадебным хозяйством не для развлечения, а для пропитания, будет только расти.

Данную тенденцию подтверждает гендиректор отраслевого портала FruitNews Ирина Козий, отмечая, что пока она наиболее заметна в некрупных населенных пунктах. «Кроме того, есть ряд программ на уровне регионов, когда малообеспеченные и многодетные семьи обеспечиваются семенным картофелем на посадку весной. Подобные программы действуют в Бурятии, Кузбассе и еще ряде регионов», — говорит Козий.

«Потребительские настроения россиян несколько улучшились, хотя они по-прежнему остаются в отрицательной зоне», — отмечается в исследовании Gfk Rus «Российский потребитель — 2016: привычка к кризису». В апреле 2016 года о том, что кризис оказал непосредственное влияние на их жизнь, сообщали 53% респондентов, в июле — 46%.

При этом в действительности материальное положение россиян не улучшается, просто они привыкли к кризису и воспринимают текущую экономическую реальность более спокойно. «В России начинает действовать эффект привыкания к сложившейся ситуации, поскольку люди не верят в скорый выход из кризиса, — говорит Демидов. — Поэтому кризисные потребительские стратегии продолжают работать».

По данным Gfk, подавляющее большинство респондентов (75%) заявили о готовности отказаться от покупок товаров. В частности, по данным компании, больше всего россияне сейчас экономят на салонах красоты — это подтвердили 17% опрошенных. Также в числе попавших под сокращение расходных статей — покупка бытовой техники (16%) и косметики (15%).

Продажи большинства категорий продуктов питания также демонстрируют снижение. По данным Gfk, за год, с июля 2015 года до июля 2016-го, продажи молочных продуктов и мяса сократились в физическом выражении на 0,5 и 0,8% соответственно. Больше всего потребители стали экономить на сладостях и снеках (снижение на 3%), бакалее (-3,8%), хлебобулочных изделиях (-7%), а также рыбе и морепродуктах (-7,4%). В небольшом плюсе оказались замороженные продукты (1,1%), яйца (1,4%), свежие фрукты и овощи (1,5%) и детское питание (2,2%).

За этот же период стоимостной оборот товаров, купленных по промоакциям, вырос на 45%. А доля промоакций во всей торговле FMCG увеличилась с 12,2 до 14,1%, подсчитали в Gfk.

Наталья Новопашина

Новости

analytics