Ростехнадзор признал безопасными лишь 6% лифтов

Ростехнадзор специально для "Российской газеты" представил результаты проверки российских лифтов. К 90 процентам из них у ведомства есть претензии, примерно 30 процентов - выработали свой ресурс, сообщает РГ.

Внеплановые проверки лифтов начались после трагедии в ЖК "Алые паруса" 14 января 2016 года в Москве, когда из-за упавшей в шахту кабины лифта погибла женщина. Специалисты Ростехнадзора обследовали наиболее проблемные объекты - 22,9 тысячи лифтов. Нарушения обнаружены в 21,5 тысячи случаев. То есть претензий нет только к 6 процентам из проверенных лифтов. Самая печальная ситуация в жилых домах. Количество нарушений здесь превышает число самих лифтов.

В списке самых распространенных нарушений - довольно серьезные технические недочеты: неточность остановки лифта, отсутствие двухсторонней переговорной связи, неисправное состояние ограничителей скорости, механизма привода дверей кабины лифта.

За этими сухими формулировками - реальные трагедии. К примеру, неисправность дверей лифта стала причиной гибели 10-месячного ребенка в декабре 2015 года в Москве.

Есть вопросы к страхованию лифтов. По закону они относятся к опасным объектам и должны быть застрахованы владельцами - управляющими компаниями или организациями, выполняющими работы по техобслуживанию, капремонту и модернизации этого хозяйства на основании договора, заключенного с собственниками жилья. На деле, по данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), из 530 тысяч лифтов застраховано примерно 92 процента. Инциденты с лифтами в начале года этот расклад практически не изменили.

"Законопослушные владельцы лифтов продолжают их страховать, уклонисты продолжают требования законодательства игнорировать", - констатирует глава НССО Андрей Юрьев.

Хорошая новость только одна: в случае отсутствия договора страхования у владельца лифта пострадавшие все равно получают компенсации. Их выплачивает НССО из специального компенсационного фонда.

Тема лифтов на контроле в минстрое. Ведомство уже выдало три тысячи предписаний об исправлении нарушений обязательных требований эксплуатации подъемников, рассказал "РГ" замминистра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис. Госжилинспекции, по его словам, продолжат следить за устранением нарушений.

Но самая большая проблема в том, что более 153 тысяч лифтов в жилом фонде и в организациях уже отработали свой срок службы в 25 лет - это 29 процентов всех лифтов. Заменить такое количество подъемников разом невозможно. "Появление взносов на капремонт существенно продвинуло решение проблемы с лифтами, - говорит Андрей Костянов, заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ Контроль". - Но нужные суммы копить приходится долго, а лифт опасен для жильцов или вообще не работает уже сегодня".

В нескольких регионах, в том числе Москве и области, сейчас испытывают новый механизм замены лифтов - с отсрочкой платежа. В среднем по такой схеме за два года два региона рассчитывают заменить 12 тысяч лифтов. Если говорить только о Москве, то в столичных многоэтажках за последние пять лет поменяли более 20 тысяч лифтов. Всего же в жилом фонде Москвы - свыше 110 тысяч лифтов: 3 процента - старше 25 лет, уточнил первый замглавы Фонда капремонта многоквартирных домов Москвы Дмитрий Лифшиц.

Что в остальных регионах? Проверка Счетной палаты показала, что плановый подход к решению лифтовой проблемы применяют единичные регионы. Остальные "тушат" проблему в пожарном порядке. И, увы, это действительно так.

В Ростовской области о проблеме замены лифтов заговорили после того, как совсем недавно, 28 июля в одной из многоэтажек Ростова-на-Дону в шахту лифта упала молодая женщина и ее пятилетний сын. Хотя высота была небольшая, два метра, женщина и ребенок получили многочисленные переломы и черепно-мозговые травмы.

Расследованием причин трагедии занялся Следственный комитет, который возбудил уголовное дело. Главными подозреваемыми оказались сотрудники местной управляющей компании "МПП ЖКХ Советского района" и частного предприятия "Эрл", которое занималось обслуживанием лифтов в злополучной десятиэтажке. В свою очередь администрация Ростов-на-Дону объявила о начале проведения внеочередной проверки всего лифтового хозяйства города. По словам министра ЖКХ Ростовской области Владимира Вагина, в регионе всего около восьми тысяч лифтов, из которых три четверти требуют замены в ближайшее время. "На замену только одного лифта требуется примерно полтора миллиона рублей.

Но такие деньги одномоментно найти крайне сложно, практически невозможно, - констатирует чиновник. - В год по программе капремонта мы собираем около 2,5 миллиарда рублей, но ведь не только ведь лифты, но и крыши, другое жилое имущество нуждается в починке".

Планируется, что до конца года в рамках программы капитального ремонта на Дону все-таки установят 336 новых лифтов в 106 многоквартирных домах. Но полностью проблемы это не решит.

В Саратове из семи тысячи лифтов, примерно 40 процентов работают с истекшими сроками эксплуатации и нуждается в замене. Время от времени из-за неисправности подъемников и здесь происходят несчастные случаи. В июле этого года 12-летний мальчик, пытаясь выбраться из застрявшего лифта, упал в шахту с высоты четвертого этажа и получил серьезные травмы.

Но специальной региональной программы по замене лифтового оборудования в Саратове тоже нет. "Муниципальному, да и областному бюджетам таких расходов сегодня не потянуть", - утверждает министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин.

Единственным вариантом остается программа капитального ремонта многоквартирных домов. В этом году по ней планируется приобрести 29 новых лифтов для 13 саратовских многоэтажек. Однако массовая замена лифтового оборудования в домах по утвержденному плану капремонта начнется только в 2019 году. При стоимости одного лифта в полтора миллиона рублей, жителям обычной многоэтажки на полторы сотни квартир, при существующих взносах на капремонт, нужно копить на замену одного подъемника примерно шесть-семь лет.

Между тем уже к 2020 году, как считают специалисты Саратовского независимого инженерного центра, в городе необходимо заменить 2,5 тысячи лифтов.

Тотальная проверка лифтов, проведенная в Санкт-Петербурге, показала, что более 13 тысяч из 40 тысяч лифтов, то есть около трети отработали назначенный срок службы в 25 лет. Тем не менее отдельной программы по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования в городе нет. Правда, на эти цели в 2016 году направляют "излишки" средств, сэкономленных в результате проведения конкурсных работ по программе капитального ремонта. В 2016 году в Санкт-Петербурге запланировано привести в порядок 1213 лифтов по 324 адресам. Еще около 300 лифтов в 70 домах могут попасть в программу капитального ремонта по результатам экономии средств, прогнозируют специалисты.

Не была принята отдельная региональная программа по замене лифтового хозяйства и в Самарской области. Посчитали, что целесообразнее будет проводить этот вид ремонтных работ опять же в рамках областной программы капитального ремонта многоквартирных домов. По данным Фонда капитального ремонта Самарской области, до конца текущего года в регионе заменят порядка 520 лифтовых кабин (в 96 высотках), прослуживших более четверти века.

Мария Голубкова, Николай Грищенко,

Новости

analytics