Большие города хотят очистить от шума

СПЧ и Общественная палата предложили правительству разработать долгосрочную программу по борьбе с шумовым загрязнением городов, сообщает Лига Закон.

По данным ГПБУ «Мосэкомониторинг», площадь территорий столицы, подверженных постоянному сверхнормативному шумовому воздействию, превышает 60%. Это означает, что большая часть улиц Москвы изо дня в день вызывает у ее жителей акустический дискомфорт.

Больше всего мы страдаем от автомобильных шумов (площадь территорий, где превышен их уровень, — 545,5 кв. км), железнодорожных (17,5 кв. км в ЦАО) и авиационных (182,8 кв. км). Причем автомобильные и железнодорожные шумы воздействуют на нас постоянно, а шум от самолетов лишь в случае нарушения маршрутов полетов. Но и этого вполне достаточно, чтобы сделать жизнь москвичей очень некомфортной. Впрочем, с такой же проблемой сталкиваются жители всех крупных российских городов.

Изучив масштаб проблемы в нашей стране, а также зарубежный опыт борьбы с шумом, ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова и член Общественной палаты Артем Кирьянов обратились с письмом к первому зампреду правительства РФ Игорю Шувалову (есть в распоряжении редакции). В нем они предлагают рассмотреть возможность разработки единой долгосрочной программы по борьбе с шумовым загрязнением.

— Шум — это одна из главных экологических опасностей в современных мегаполисах. Шумовое загрязнение вызывают неправильная застройка, промышленные предприятия, транспорт, ремонтные работы, — сказала Яна Лантратова. — У нас в законодательстве прописаны штрафы за нарушение нормативов уровня шума, есть законы о тишине, но шумовое загрязнение — это комплексная проблема, и подход к ее решению должен быть соответствующим. Многие не отдают себе отчет, что акустическое загрязнение не только доставляет дискомфорт, но и наносит колоссальный вред здоровью людей, провоцирует хронические заболевания. Страшнее всего, что от него страдают дети. За границей давно озаботились этой проблемой и ее решением с помощью высоких штрафов, специальных маркировок транспортных средств и другими способами.

За рубежом шум строго регламентирован, а нарушителей ждут серьезные штрафы. Например, в США действует закон, согласно которому у мотоциклов должно быть ограничение по звуку, а также специальная маркировка, подтверждающая эту техническую характеристику.

В стране наложены табу на ночные полеты самолетов над центрами городов: меморандумы требуют от пилотов изменения маршрута на аэродромы через пригороды со снижением скорости полета, что значительно снижает шум авиационных двигателей.

В Чикаго запрещен ночной вывоз отходов из придомовых мусорных цистерн, так как этот шум может лишить сна жителей окрестных домов. А закон города Финикс, штат Аризона, запретил даже ночной бой колоколов кафедрального собора католической церкви.

Аналогичные правила действуют в странах ЕС. В Германии, к примеру, нормы шума прописаны в специальном техническом руководстве.

А в Китае департамент по экологическим и торговым вопросам публикует каталоги оборудования, которое из-за производимого шума должно быть запрещено к выпуску.

— Шумы влияют в первую очередь на работу мозга — на степень внимания, концентрацию, утомляемость, точность выполнения функций оператором, — говорит ученый секретарь Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Александр Чуйкин. — Очень неблагоприятно сказывается влияние низкочастотного гула. Особенно если речь идет о частотах, близких к альфа-ритму человека.

СПЧ и ОП предлагают для борьбы с шумом от дорожных работ устанавливать шумозащитные экраны, которые частично решат проблему. Такие же экраны рекомендуют устанавливать вдоль железнодорожных путей, проходящих через населенные пункты, и вокруг промышленных предприятий. Ну а для борьбы с «шумными» мотоциклистами и автомобилистами, особенно стритрейсерами, советуют повысить штрафы.

Медики считают, что такая программа давно необходима.

— Программа, безусловно, нужна. И Москва, и Петербург — очень шумные города. Все крупные города страдают тем же самым. Например, на Западе вы никогда не увидите автомобиль, из которого доносится очень громкая музыка. Водитель тут же заплатит такой штраф, что больше никогда в жизни не увеличит звук. Ну и, конечно, это еще вопрос внутренней культуры, — говорит заведующий лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Николай Никитин. — Так что надо ставить экраны, штрафовать мотоциклистов.

Действительно, в той же Германии предусмотрены штрафы до 60 евро за езду по городу с открытыми окнами и громко включенной музыкой.

По словам Никитина, шумы оказывают серьезное психогенное действие на человека.

— Шум повышенной громкости разрушает слуховой аппарат. Дорожные шумы не снижают слух, но зато негативно влияют на нервную систему, — поясняет Николай Никитин. — Особенно если это непрерывный шум. Как минимум он вызывает раздражение, всевозможные психические реакции и даже расстройства. А реклама каких-нибудь супермаркетов у станций метро? Весь день эти громкие звуки раздражают людей. Я считаю, за такие вещи надо серьезно наказывать рублем. Мы проводили эксперимент: человека ставили на площадку и начинали двигать звуковой сигнал мимо него по сфере. И человек начинал колебаться, раскачиваться, его центр тяжести смещался вместе с изменением положения источника звука. Причем реакция была непроизвольной, пишет газета Известия.

Никитин приводит еще один пример.

— Если вы едете за рулем и с какой-то стороны раздается громкий звук, руки поворачивают руль в сторону звука, — говорит заведующий лабораторией. — Эта непроизвольная реакция мозга на громкий звук запросто может привести к ДТП. Такие реакции мы исследовали.

Новости

analytics