Профессиональные навыки, за которыми будущее
В этом году в Давосе на повестке дня, кроме новой промышленной революции, колебаний на фондовых рынках, падения цен на нефть и решения миграционных проблем, был затронут вопрос о будущем профессий, сообщает UBR.
Назван список тех умений, которые будут нужны через 5 лет.
Список интересный, потому что показывает две значительные тенденции развития человека, общества и культуры. Но пока подробнее о каждом из десяти пунктов.
1. КОМПЛЕКСНОЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ (COMPLEX PROBLEM SOLVING)
Это означает, что человек способен видеть суть проблем и разбираться с причиной, а не со следствием. Допустим, приходит дама к врачу и говорит: "Хочу похудеть". А врач такой почесал голову и говорит: "Ну перестаньте есть сладкое". А там на самом деле проблема вовсе не в сладком, а в эндокринной системе, режиме дня, психологических проблемах в семье и так далее. В общем, целый комплекс. Так вот, самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание, помимо самого очевидного.
2. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (CRITICAL THINKING)
Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому что вопрос "Может, всё работает вовсе не так, как мы предполагаем?" помогает развитию.
3. КРЕАТИВНОСТЬ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ (CREATIVITY)
Творческое начало — это способность видеть то, чего еще нет. Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: "Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его".
4. УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ (PEOPLE MANAGEMENT)
Управление людьми — это сложная наука о том, как лидерам принимать главные решения. Не просто о подчиненных, а о Людях. Как мотивировать сотрудников так, чтобы они бежали вприпрыжку на работу, а не с работы? Как не ошибиться в человеке, принимая его на работу, а повышать тех, кто этого заслуживает? Как разруливать конфликты внутри команды? Знать ответы на все эти вопросы — и значит владеть people management.
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЛЮДЬМИ (COORDINATING WITH OTHERS)
Это, пожалуй, понятно. Аскетичность может вредить бизнесу. Если вы владелец бизнеса, которому трудно общаться с людьми, нужно нанять того, кто умеет наладить контакт хоть с чертом лысым.
6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (EMOTIONAL INTELLIGENCE)
В 1995 году американский психолог Дэниел Гоулман опубликовал книгу "Эмоциональный интеллект", которая взорвала книжный рынок и стала бестселлером (хотя на самом деле теория ЭИ появилась намного раньше). Сейчас под эмоциональным интеллектом понимается способность понимать эмоции, намерения и мотивацию других людей и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
7. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ (JUDGMENT AND DECISION-MAKING)
На этом тоже не будем останавливаться — тут все ясно. Хочешь ли, умеешь ли — никому не будет интересно. Катастрофически нужно будет формулировать свое мнение и принимать решения. Самостоятельность во всем.
8. КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ (SERVICE ORIENTATION)
Судя по прогнозам, сфера услуг в мире будет только расти, а хороший сервис всегда на вес золота. Приятно, что украинские компании это понимают и работают над культурой сервиса, независимо на кого ориентирован их продукт — на бизнес или конечного потребителя. Но площадка для развития еще внушительного размера, есть куда расти.
9. УМЕНИЕ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ (NEGOTIATION)
Умение ясно изъясняться, быть убедительным — трендовый навык. Самое приятное, что с практикой им овладеть может каждый.
10. ГИБКОСТЬ УМА (COGNITIVE FLEXIBILITY)
Когнитивная гибкость — это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно. Кстати, проверить себя на когнитивную гибкость вы можете с помощью знаменитого теста Струпа. Он очень простой. Быстро произнесите названия цветов, которыми написаны эти слова:
ЧТО ВИДИМ В ЭТОМ СПИСКЕ?
5 из 10 навыков касаются умения общаться с людьми, договариваться и управлять ими, понимать и служить им (это управление персоналом, взаимодействие с людьми, переговоры, клиентоориентированность, эмоциональный интеллект).
Еще 4 сферы из 10 связаны со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые проекты и идеи (комплексное решение проблем, креативность, когнитивная гибкость, критическое мышление).
ВЫВОД
Если не знаете, что изучать, то изучайте людей и их потребности, а также тренируйте свой мозг для сложных когнитивных задач. Кажется, это здорово! Наконец-то приходит время, когда сам Человек, его эмоции, мотивации и развитие становится главным в нашем мире.