Чемодан, страховка, руль

До майских праздников остался один месяц, и россияне, предвкушая отдых, уже сейчас планируют свои поездки. В том числе за границу. Из-за выросших цен на авиабилеты в нынешнем году многие предпочтут совершить путешествие на автомобиле, сообщает Российская Газета.

Российский союз автостраховщиков (РСА) ответил на вопросы, касающиеся важных нюансов страхования машины для зарубежных поездок.

- Что представляет собой полис автострахования для поездок за границу?

- Если вы собираетесь ехать в страну, которая входит в так называемую систему "зеленая карта" - она объединяет 46 стран, включая Россию, все страны Европы, а также Израиль, Марокко, Тунис и Иран, - нужно заключить договор страхования с одним из российских страховщиков и взять с собой оригинал такого полиса. Важно знать, что сертификат должен быть оформлен компьютерным способом. Рукописные карты запрещены. Если страна не входит в систему "зеленая карта", то автолюбитель должен быть готов к тому, что при въезде туда ему придется приобрести полис приграничного страхования.

- Сколько стоит страховка?

- Это зависит от срока страхования (минимальный - 15 дней), типа транспортного средства и территории покрытия. В случае с "зеленой картой" варианта может быть два: "Все страны системы" либо "Белоруссия, Украина, Молдавия". Тарифы устанавливаются РСА ежемесячно. Сейчас самая популярная страховка (полис сроком 15 дней для легкового автомобиля) обойдется в 2700 рублей.

- Какие риски покрывает страховка?

- "Зеленая карта" страхует ответственность владельца полиса от причинения им вреда третьим лицам. Она не работает, если российский страхователь является потерпевшим. В этом случае возмещение ущерба будет осуществлять страховая компания виновника или (в случае наличия у страхователя дополнительных продуктов добровольного страхования) соответствующий российский страховщик, выдавший такой полис.

- Что делать, если автомобиль попал за границей в ДТП?

- В большинстве стран системы "зеленая карта" действует безлимитный европротокол. Это означает, что владельцу полиса нужно будет тщательно зафиксировать обстоятельства ДТП в специальном извещении о ДТП европейского образца (Accident statement).

Сейчас автостраховка для поездки за границу на 15 дней стоит примерно 2700 рублей

Страховщики - члены российского бюро "зеленая карта" выдают при заключении договора страхования памятку, которая в том числе содержит перевод строк Извещения о ДТП, так что автолюбитель сможет легко его заполнить, даже не владея иностранным языком. Кроме того, обязательно запишите контакты других участников ДТП, опишите повреждения транспортных средств. Сфотографируйте место ДТП, транспортные средства, страховые полисы других участников, если вы являетесь виновником ДТП - передайте другим участникам свою "зеленую карту", чтобы они могли ее сфотографировать.

- Какие документы нужно будет предоставить в страховую компанию?

- Если вы являетесь виновником ДТП, то документы будет предъявлять потерпевший - гражданин иностранного государства. Если вы потерпевший, то состав документов определяется законодательством страны происшествия. Уточнить его также можно у страховщика виновника либо у вашего страховщика по дополнительному продукту добровольного страхования (в случае его наличия).

- Какие проблемы могут возникнуть с выплатами?

- Урегулированием претензий потерпевших в ДТП, виновниками которых являются держатели "зеленых карт", занимаются национальные бюро "зеленой карты" страны ДТП. Добросовестному страхователю беспокоиться не о чем - в случае ДТП по его вине потерпевшему будет выплачено возмещение, какого-либо общения страхователя с потерпевшим не требуется.

Если "зеленая карта" покупалась, что называется, с рук у неавторизованных посредников, со скидкой - есть вероятность, что она окажется недействительной, и вред, причиненный потерпевшему, в конечном итоге автовладельцу придется возместить из своего кармана.

- Стоит ли покупать полис иностранного страховщика?

- Однозначно не стоит. Во-первых, реализация таких полисов на территории России запрещена в силу законодательства о страховом деле. Во-вторых, данные полисы ввозятся в Россию нелегально и зачастую могут быть фальсифицированными или просто недействительными, что невозможно проверить при покупке - в результате ущерб потерпевшим автовладельцу придется возмещать самостоятельно, полис "работать" не будет.

Кроме того, нередки случаи, когда такие полисы не признаются таможенными и пограничными органами или полицией иностранных государств, в результате чего автомобилисту придется приобрести при въезде на территорию страны дорогостоящий национальный полис ОСАГО или полис приграничного страхования либо уплатить штраф. Если, конечно, вас вообще пропустят с такой картой через границу.

Пять советов бывалого (Константин Шварцкопф, автопутешественник):

N 1 Бюрократия - наше все

Перед поездкой за рубеж обязательно проверьте через Интернет информацию о правилах въезда на автомобиле в страну, которую планируете посетить. Эти правила могут существенно отличаться, даже если речь идет о двух странах, которые входят в одно межгосударственное соглашение. Так, при пересечении белорусско-польской границы диагностическую карту на авто (справка по результатам проверки исправности машины, которая теперь заменяет в России талон техосмотра) польские пограничники не требуют, а в Латвию без этого документа вас попросту не пустят, даже если автомобиль сошел с заводского конвейера несколько дней назад.

N 2 Совет читать советы

Прибегать к помощи Интернета стоит не только для того, чтобы уточнить бюрократические процедуры, но и чтобы не упустить шанс посетить по пути к пункту назначения какой-нибудь старинный замок, музей и монастырь, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, просто потому, что не заметите указатель, следя за дорогой. Автопутешествие дает возможность увидеть места, которые вы никогда не посетили бы, взяв билет на самолет или поезд.

N 3 Безопасная и экономная езда

Правила дорожного движения лучше соблюдать всегда и везде - жизнь все-таки одна. Однако если уж нарушаете, то учтите, что, к примеру, в Белоруссии превышение скорости на 10 километров в час, которое у нас в стране повлечет лишь некоторый финансовый ущерб, станет поводом для изъятия прав. Поэтому, если дороги жизнь, деньги и время - следите за спидометром.

N 4 С полным баком

Многие вполне себе цивилизованные регионы Восточной и Западной Европы не ставят себе целью обеспечить автолюбителя возможностью вовремя заправить бак. Проехать 100 и более километров по трассе и не встретить по пути ни одной заправки, в то время как стрелка на индикаторе бензобака все сильнее опускается вниз, а уровень тревоги, как следствие, стремится к максимуму - это вполне реальный сценарий. Поэтому правило следующее - увидели заправку - заправьте до полного бака.

N 5 Совет последний, неоднозначный

С одной стороны, по умолчанию безопаснее водить машину днем. С другой стороны, можно поспорить, от кого на дороге исходит меньше угрозы - от собранного, дисциплинированного водителя, который накануне лег пораньше спать и руководствуется принципом "спеши не торопясь", либо от автолюбителя, измочаленного дорожными заторами, который до того, как выехать на относительно свободную трассу, 3-4 часа потратил в столичных пробках. Правильный алгоритм следующий: ранний выезд между тремя и четырьмя часами ночи, с остановкой на ночлег вечером, как только почувствуете усталость.

Юлия Кривошапко

Новости

analytics