Перейти к содержимому

Долги за руль не пускают


Злостных неплательщиков, которые накопили от 10 тыс. рублей долгов, судебные приставы могут лишить права управлять автомобилем вплоть до полного расчета с государством. Как отлавливают хронических неплательщиков и почему некоторые из них слышат о долгах впервые, выяснила корреспондент «Газеты.Ru», отправившись в рейд.

Рабочий день судебного пристава начинается рано: на розыск должников они нередко выдвигаются в 5.30 утра. Есть вылазки и в вечернее время, когда люди возвращаются с работы. С тех пор как заработала законодательная мера, согласно которой должников по административным штрафам, например по штрафам ГИБДД, стало разрешено ограничивать в праве управлять автомобилем, на судебных приставов-исполнителей легла еще одна обязанность.

Теперь приставы обязаны уведомлять должников лично о том, что они накопили больше 10 тыс. рублей штрафов, и о грядущем наказании — «заморозке» водительского удостоверения.

Это делается для того, чтобы обеспечить максимальную законность в действиях судебного пристава, а также исключить возможные жалобы — мол, не знали о последствиях.

С этого момента у должника есть пять дней, чтобы оперативно закрыть долг. В противном случае на сумму долга накидывается еще 7-процентная пеня, а если водитель продолжит поездки за рулем и попадется в поле зрения сотрудников ГИБДД, то тут дополнительное наказание: 50 часов обязательных работ либо лишение водительских прав на срок до года. Совсем недавно судебные приставы ограничили в водительских правах человека, за которым числилась задолженность в 503 тыс. рублей в пользу ЦАФАП ОДД ГИБДД.

Как задолжать за нарушения ПДД 500 тыс. рублей за год

Вместе с приставом-исполнителем Алексеем Одинцовым мы стартуем в рейд в предпраздничную пятницу на служебном автомобиле Ford Mondeo. Отправляемся в шесть часов утра от Люблинского отдела судебных приставов в Москве на Крутицком Валу. На этой работе Алексей уже два года — пришел случайно, после того, как отучился в университете и отслужил в армии. Признается, что занятие не из простых: задерживаться в отделе приходится до поздней ночи, а зарплата более чем скромная. Помогает чувство юмора и умение общаться — в этом приставу не откажешь, позитивный и вежливый молодой человек явно с легкостью располагает к себе всех соседей должников, которые распахивают перед ним двери в подъезд.

В этот день по плану — выявление и предупреждение самых злостных неплательщиков: некоторые за минувший год задолжали 250–500 тыс. рублей.

Первый адрес в списке оказался довольно далеко, есть время пообщаться. В пути Алексей рассказывает, что с начала января, когда заработала новая мера наказания, многие водители бросились погашать долги, особенно «алиментщики». Однако и этого, на его взгляд, не всегда хватает.

«На каждого должника приходится составлять огромное количество бумаг, хотя их содержание примерно одинаковое, — рассказывает Одинцов.

— Возможность «замораживать» водительские права неплательщиков действительно эффективная мера, первое время был наплыв желающих закрыть долги, приходили даже те, кого мы не могли найти с 2014 года. Но есть и недоработка в системе: к примеру, каждые полгода, чтобы продолжить это ограничение, нам приходится заполнять все бумаги на должника заново, мы не можем просто нажать галочку «продлить». А ведь в каждом городе их тысячи! В случае если долг у человека более чем внушительный, например 500 тыс. рублей, стоило бы ограничивать его в правах заочно, но суды крайне редко идут на такое. А ведь пока до нас этот запрос дойдет, пока мы его обработаем, должник может уехать хоть в Африку».

По словам Одинцова, особенно крупные штрафы по линии ГИБДД в Москве получают автовладельцы, которые регистрируют на себя большое количество транспорта и затем сдают его в аренду таксистам, зачастую нелегальным.

На учете у приставов несколько таких автовладельцев, которые задолжали около 500 тыс. рублей каждый. Есть также владельцы крупного грузового транспорта, например фур. Среди них самое распространенное нарушение в Москве — это проезд в запрещенное время. В таком случае за нарушение каждого водителя фуры приходится расплачиваться ее собственнику. В списках есть должники, которые накопили также до 500 тыс. рублей. Но много и обычных водителей, которые штрафами за превышение скорости, выезды на полосы общественного движения и нарушение правил парковки достигают аналогичных долгов.

Предупреждения оседают у соседей и в почтовых ящиках

Тем временем подъезжаем по первому адресу на улицу Маршала Кожедуба в районе Люблино.

Согласно постановлению о судебном предписании там проживает 48-летний мужчина, на счету которого 190 штрафов на сумму 564 500 рублей. В списке частых нарушений превышение скорости, частые штрафы — 3 тыс. и 500 руб. Эти нарушения накопились всего за 2015 год. Чаще всего в списке штрафов из семи листов фигурирует ГАЗ 322131. Но встречаются и микроавтобусы Ford Transit, которые инспекторы ГИБДД идентифицировали как перевозчик компании «Автолайн». По объяснению пристава, это и есть тот случай, когда частное лицо владеет автотранспортом и сдает его в аренду или ведет собственный бизнес. Теперь предстоит выяснить, почему машины перевозчика записаны на частное лицо. Подъезжаем к его дому в уютном московском дворике. Пока нет и семи утра. Звоним в домофон, но никто не отвечает, поэтому начинается стандартный «прозвон по соседям». Ведь то, что дверь не открывают, еще не означает, что в квартире никого нет. Почти сразу отзывается жительница ближайшей квартиры и, услышав, что это пристав, открывает дверь. В нужной квартире царит тишина, зато появляется соседка, которая нас пустила, — женщина лет пятидесяти при полном параде. Выясняется, что наш должник живет за городом и появится тут только через несколько дней.

Пристав оставляет соседке все документы, которые она обязуется передать, а также уведомление прибыть на прием.

Такое решение проблемы информирования считается не самым удачным, но это гораздо лучше, чем ничего.

Второй адрес в списке — улица Академика Петровского в районе Якиманка. Здесь прописан 50-летний автолюбитель, на счету которого 96 штрафов на сумму 157 тыс. рублей — все за 2015 год. К двери должника попадаем аналогичным способом, через соседей. На стук во входную дверь все-таки отзывается взволнованный приезжий из Таджикистана, который, чтобы объясниться с приставом, подзывает испуганную супругу. Та, услышав, кого мы ищем, с облегчением рассказывает, что квартиру они снимают, а хозяин здесь не живет и будет лишь через несколько дней. Также оставляем все документы в квартире, желаем хорошего дня и следуем дальше.

Дальше ситуация повторяется несколько раз. В списке должников, адреса которых мы посетили, числился, к примеру, 30-летний владелец спортивного Mercedes-Benz C230 Compressor. За 2015 год он накопил несколько штрафов на 21 тыс. рублей. Среди его нарушений, которые можно отследить по базе, чаще всего встречается значительное превышение скорости. К примеру, поездка со скоростью 102 км/час вместо положенных 60 км на Ленинском проспекте стоила ему 3 тыс. рублей. Были и частые проезды по «выделенке».

За несколько часов поездок и беготни по подъездам удалось найти всего одну должницу.

Согласно документам, женщина задолжала 29 тыс. рублей. Только уже у подъезда мы обратили внимание, что ей около 85 лет.

После звонка за дверью слышится собачий лай, затем появляется сама пожилая женщина. Она с трудом рассказывает, что живет одна, за ней присматривает соцработник, никакого автомобиля у нее нет и она очень больна. Чтобы не волновать пожилого человека, мы прощаемся. Поскольку на часах уже больше одиннадцати и застать сейчас кого-то дома шансы невелики, отправляемся в отдел. Там выяснилось, что старушка оказалась владелицей премиального BMW X5 2003 года, на котором набрала штрафов за многочисленные превышения скорости в 2014 году. В протоколах часто встречается запись инспектора ГИБДД — «штраф выписан на собственника». В таких случаях указывать имя самого нарушителя действительно не обязательно, но в нашем случае это создало проблемы. Приставы предположили, что автомобиль переписали на женщину без ее ведома — в любом случае вопрос с ней будет решаться уже после уточняющего запроса в ГИБДД.

На прощание приставы советуют проверять штрафы сразу на двух порталах: и УФССП, и ГИБДД. Также важно имя владельца при покупке автомобиля на вторичном рынке. Нередко автомобили продаются по генеральной доверенности, и долги за продавцом обнаруживаются уже при попытке зарегистрировать автомобиль. В таком случае это оказывается невозможно, и заплатившему за автомобиль покупателю придется самому разыскать продавца и урегулировать ситуацию с ним.

Алина Распопова


Share with friends

0 комментариев в этой статье

Гость
Комментировать статью...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Нет комментариев для отображения
×