Перейти к содержимому

Коллекторы смогут скупать долги россиян на интернет-аукционах


Источник: ЛигаЗакон

В России начали появляться электронные площадки по продаже проблемных долгов коллекторам с аукциона. Это позволяет банкам объединять мелкие портфели для повышения цены и спроса.

Так, в середине апреля начнет работать площадка для продажи цессионных долгов «Долговая площадка», пояснил партнер компании Георгий Аракелян. Кроме того, в ближайшее время услуги в качестве площадки для продажи цессионных долгов будет предоставлять «Финкарта», пояснил ее глава Александр Морозов. В начале года запустилась еще одна площадка — Loansales, предоставляющая услугу подбора покупателей кредитных портфелей.

Как отмечает издание, до сих пор было известно о запуске лишь одной подобной площадки — «Призмы» — от бюро кредитных историй «Эквифакс», заработавшей в конце 2015 года. Пока она провела лишь одну сделку (участники не раскрываются).

Схема работы подобных компаний в целом одинакова: банк размещает на площадке долги своих клиентов, а коллекторы сегментированно выбирают ту часть, которая в большей степени подходит их профилю (например, по региональному признаку). Кроме того, площадки дают возможность объединить схожие долги нескольких банков в один пул, что увеличивает спрос клиентов и цену продажи.

За услуги продавец платит комиссию: по оценкам представителей площадок — 2–3% от суммы проданных долгов, по оценкам банкиров — до 5%.

Протестировать новую возможность избавиться от «плохих» долгов уже готов ряд банков. Согласно опросу издания, такие предложения получили ВТБ 24, «Открытие», «Траст», Бинбанк, Альфа-Банк, Уральский Банк Реконструкции и Развития (УБРиР), Кредит Европа Банк, Транскапиталбанк, ОТП Банк и Тинькофф Банк.

Банки продавали портфели проблемных долгов через электронные площадки и раньше, отмечает газета. Однако такие торги проходят на неспециализированных для коллекторов площадках, где кроме банков размещают тендеры различные компании.

Потребность в создании новых площадок появилась из-за падения цен на рынке цессии, поясняет издание. Стоимость цессионного портфеля в зависимости от качества долгов сейчас в среднем варьируется в пределах 0,5–1% от суммы долга, но банки не готовы продавать долги по низким ценам. По словам участников рынка, стоимость сделки в процессе аукциона может вырасти на 25–30%.

В то же время, указывают эксперты, работа по новой схеме, более выгодной с точки зрения цены продажи, создает для банков репутационные риски. «Потенциальный риск в том, что на аукцион могут прийти недобросовестные покупатели, что впоследствии может сказаться на имидже банка», — говорит руководитель дирекции качества активов УБРиР Виктор Чеванев. Он поясняет, что когда банк продает портфель проверенному партнеру, он «может быть уверен, что никаких противоправных действий против клиентов осуществляться не будет». Если в аукционе участвуют незнакомые компании, такой уверенности уже нет.


Share with friends

0 комментариев в этой статье

Гость
Комментировать статью...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Нет комментариев для отображения
×