"АвтоВАЗ" нуждается в помощи
Группа "АвтоВАЗ" нуждается в дополнительных мерах поддержки, следует из сообщения "Ростеха". Сам крупнейший производитель легковых автомобилей в России сообщает о рисках для дальнейшей операционной деятельности компании, сообщает ТАСС.
Госкорпорация обсуждает с другим акционером - альянсом Renault-Nissan - докапитализацию предприятия.
"АвтоВАЗ" заявил о рисках: что с отчетностью автогиганта?
В пятницу, 12 февраля, российский концерн "АвтоВАЗ" опубликовал отчетность по МСФО, согласно которой убыток группы за 2015 год вырос почти в три раза, до 73,85 млрд рублей. Вместе с тем, компания нарушила ковенанты (ограничения) по ряду кредитов на общую сумму в 36,58 млрд рублей, в связи с чем банки могут потребовать от компании досрочного погашения долга.
На конец года долгосрочные обязательства группы составили 48,9 млрд рублей, при этом они выросли по сравнению с 2014 годом на 67%. Оборотные активы по итогам 2015 года составили 47,5 млрд рублей (-13,6%), а размер краткосрочного долга - 115,3 млрд рублей.
Компания сообщила, что без поддержки акционеров, возможно, не сможет продолжать операционную деятельность.
Оценки аудитора и позиция кредиторов
Аудитор Ernst&Young отмечает, что убытки "АвтоВАЗа", а также краткосрочные обязательства превышали на конец 2015 года оборотные активы на 67,78 млрд рублей, что вызывает у аудитора сомнения в способности концерна продолжать свою операционную деятельность без поддержки акционеров.
С рядом банков - Росбанк, Гаранти банк-Москва и Societe Generale по общему долгу в 2,711 млрд рублей автоконцерн уже договорился о сохранении кредитных условий. Но оставшуюся сумму - 24,394 млрд рублей - зафиксировал в краткосрочной задолженности.
Между тем, это не единственные крупные оборотные долговые обязательства компании - "АвтоВАЗ" должен поставщикам 47,3 млрд рублей (+45,6% к уровню 2014 года).
Что "АвтоВАЗ" противопоставил сложностям 2015 года
В 2015 году падение было наиболее значительным за последние годы - 35,7% по отношению к 2014 году до 1,6 млн единиц. "АвтоВАЗ" в физических продажах просел за год чуть меньше - на 30% до 269 тысяч машин.
Несмотря на снижение покупательской способности, "АвтоВАЗ" в 2015 году начал серийное производство LADA Largus Cross и LADA Vesta в Ижевске, в середине ноября запустил сборку LADA Granta в Чечне и ведет переговоры об организации сборки на чеченском заводе LADA Vesta с 2016 года.
15 декабря "АвтоВАЗ" начал серийное производство новой модели LADA XRAY. Продажи новой модели начнутся в РФ 14 февраля. Всего в течение года автоконцерн планирует продать от 16 до 25 тыс.
Кроме того, группа планирует в этом году увеличить производство автомобилей LADA 4х4 Urban, в следующем - запустить производство LADA Vesta Cross.
Как автогигант начал 2016 год
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи "АвтоВАЗа" в январе 2016 г. упали на 11% до 15,577 тыс. машин.
При этом автомобили бренда LADA остаются самыми продаваемыми по итогам первого месяца 2016 г.
Какие перспективы у сотрудников предприятия
"АвтоВАЗ", попрощавшийся за последние два года почти с 18 тысячами сотрудников, в этом году не планирует сокращать рабочие места. По крайней мере, руководство завода не ставит перед собой этот вопрос, в январе заявлял председатель профсоюза автоконцерна Сергей Зайцев.
Именно для того, чтобы сокращений не было, в феврале на заводе вводится сроком на полгода режим неполной рабочей недели, во время которого сокращения проводить нельзя.
После введения 4-дневной рабочей недели зарплаты работников "АвтоВАЗа" снизятся примерно на 20%. Как сообщалось, режим сокращенной рабочей недели на автозаводе вводится с 15 февраля.
Кроме того, во время действия режима четырехдневной рабочей недели сотрудников "АвтоВАЗа" отправят в летний корпоративный отпуск. В этом году он также, как и в 2015-м, продлится три недели.
Сейчас на "АвтоВАЗе" трудятся примерно 48 тысяч работников, средняя заработная плата которых, по данным председателя профсоюза, составляет около 28 тысяч рублей.
Что говорят акционеры
Крупнейшие акционеры "АвтоВАЗа" - альянс Renault-Nissan и госкорпорация "Ростех", которые управляют компанией через совместную голландскую компанию Alliance Rostec Auto B.V. Альянс управляет контролирующим пакетом "АвтоВАЗа", а "Ростех" - блокпакетом.
Группа нуждается в дополнительных мерах поддержки, сообщили ТАСС в пресс-службе "Ростеха". Госкорпорация обсуждает с Renault-Nissan докапитализацию "АвтоВАЗа" за счет внесения дополнительных средств в капитал и конвертации части долга.
"Мы внимательно следим за ситуацией и совместно с акционерами альянса будем принимать меры по финансовому оздоровлению "Автоваза". В качестве возможного сценария поддержки рассматривается докапитализация за счет внесения дополнительных средств в акционерный капитал компании и конвертации части долга. При этом "Ростех" намерен сохранить свою долю в капитале на уровне 25%", - сказали в госкорпорации.
По мнению старшего аналитика ИК ТКС Partners Андрея Третельникова, может идти речь о допэмиссии, где долг станет акциями компании - как результат инвестирования акционеров. В этом случае Renault может увеличить свою долю в компании. Ранее Renault сообщил, что рассматривает возможность рекапитализации "АвтоВАЗа".