Перейти к содержимому

На исправление кредитной истории дали 10 лет


ЦБ разъяснил, что заемщики имеют право оспорить информацию, содержащуюся в их кредитных историях, в течение всего срока ее хранения.

Заемщик имеет право полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, в любой момент в течение всего срока ее хранения (10 лет со дня последнего изменения данных — по закону «О кредитных историях»). Бюро кредитных историй (БКИ) по заявлению заемщика должно запросить у кредиторов (банки; микрофинансовые организации) информацию для проверки фактов, указанных в заявлении заемщика. И, соответственно, исправить КИ (если требования клиентов правомерны) или отказать. Об этом говорится в письме за подписью директора юридического департамента ЦБ Алексея Гузнова, направленном председателю Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолию Аксакову. 

АРБР обращалась к ЦБ за разъяснениями в конце декабря 2015 года, указывая, что существует правовая неопределенность по вопросу оспаривания информации в кредитных историях россиян. По мнению опрошенных экспертов, обращение АРБР обусловлено сжатием рынка розничного кредитования, массовыми отказами заемщикам. По данным ЦБ, за прошлый год объем розничных кредитов, выданных российскими банками, снизился в полтора раза — с 7,8 трлн до 5,2 трлн рублей.

«В соответствии с законом «О кредитных историях» (218-ФЗ от 30 декабря 2004 года) банки и МФО являются источниками формирования кредитных историй граждан, обязаны предоставлять в БКИ информацию обо всех изменениях в КИ заемщиков, — говорится письме АРБР в ЦБ. — При этом сроки хранения кредитором информации, которая в итоге влияет на решение о предоставлении физлицу новых ссуд, законодательно не урегулированы. В законе обозначены лишь сроки действительности и хранения согласия заемщиков на получение кредитором основной части КИ. По ч. 10 ст. 6 закона согласие заемщика считается действительным в течение 2 месяцев со дня его оформления. Если в эти сроки кредитный договор был заключен, указанное согласие сохраняет силу в течение всего срока действия кредитного соглашения. Если же договор заключен не был, согласие на получение основной части КИ хранится в течение всего срока действия договора займа».

АРБР просила разъяснить, следует ли банкам в своих внутренних документах прописать минимальный срок хранения информации, содержащейся в КИ заемщиков, — 2 месяца, как и срок хранения согласия граждан.

ЦБ в ответ на обращение АРБР указал, что по закону банки должны хранить оригинал согласия заемщиков на передачу их сведений в БКИ еще 5 лет после окончания срока действия кредитного договора (ч. 12 ст. 6 218-ФЗ). А в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ — 10 лет с момента последнего изменения КИ.

«Исходя из изложенного, полагаем, что заемщик может обратиться в БКИ для оспаривания информации, содержащейся в его кредитной истории, в любой момент в течение 10 лет с момента ее последнего изменения», — говорится в письме ЦБ.

По мнению адвоката компании «Юков и партнеры» Рустама Батырова, позиция АРБР представляется не совсем корректной.

— Во-первых, привязка срока хранения всей информации из кредитного досье к сроку действия согласия субъекта кредитной истории — довольно сомнительная юридическая конструкция, поскольку, по сути, это два разных параметра, — пояснил он. — Во-вторых, установление такого короткого срока осложнит возможность реализации права заемщиков на оспаривание сведений в кредитной истории, и в этом смысле ЦБ задан абсолютно правильный ориентир. Разъяснения ЦБ относительно порядка хранения информации из кредитных досье носят скорее специальный процедурный характер, поэтому как-то повлиять на статистику судебных споров они вряд ли способны.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что три американских кредитных агентства — Equifax, Experian и TransUnion — в год получают около 8 млн обращений от заемщиков, оспаривающих информацию в их кредитных историях.

В этих бюро сосредоточены более 200 млн кредитных историй. В 2013 году федеральный суд в Портленде, штат Орегон, обязал кредитное агентство Equifax выплатить Джули Миллер $18,4 млн компенсации за ущерб. Джули в течение 2 лет не могла заставить это агентство исправить ошибки в ее кредитной истории.

Кредитная история состоит из нескольких частей. Основная ее часть содержит детальную информацию об обязательствах клиента: сумма задолженности, наличие просрочки и др. В титульной части указаны: ФИО заемщика, паспортные данные, ИНН, СНИЛС.

Также есть закрытая часть (предоставляется только судьям и следователям): полные данные о кредиторе, дата запроса им кредитной истории заемщика. А с 2014 года введена еще и информационная часть сведений о заемщике: все данные об обращении гражданина за ссудой, одобрении или отказе в ее выдаче и — при наличии — факт просрочки клиента по кредиту на срок от 120 дней; если в информационной части КИ содержится отказ заемщику в выдаче ссуды, прописываются и причины такого отказа. Не требует согласия заемщика только получение этой части КИ.

Анастасия Алексеевских


Share with friends

0 комментариев в этой статье

Гость
Комментировать статью...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Нет комментариев для отображения
  • VISA

    Валюта Покупка Продажа
    USD 77.3874 79.3124
    EUR 84.7548 88.4332
    GBP 94.1039 98.8462
    CHF 80.1278 83.4603
×