РЖД запустит собственную розничную сеть

«Российские железные дороги» (РЖД) запускает собственную розничную продуктовую сеть небольших магазинов для покупок «на бегу, сообщает ИЗВЕСТИЯ.

Как говорят источники, близкие к проекту, авторы идеи вдохновлялись известными по всему миру магазинами «7 Eleven», среди ее особенностей — относительно ограниченный ассортимент и быстрое обслуживание. Инвестиции в первые 30 магазинов с этой концепцией на железнодорожных станциях составят около 140 млн руб. При этом в сентябре объявлялось о совместном проекте с X5 — «ЖТК-Пятерочка», но теперь он может пострадать из-за самостоятельного начинания «дочки» РЖД - ЖТК («Железнодорожной торговой компании»).

О том, что ЖТК запускает сеть для быстрых покупок под единым брендом, рассказали несколько источников в торговой отрасли. Источник в РЖД подтвердил эти планы. Он уточнил, что торговые точки будут расположены в собственных помещениях около вокзалов. Название новой сети определят на этой неделе.

Для развития продуктовой розницы будет использоваться пул собственных площадей «Железнодорожной торговой компании» (ЖТК) — 750 объектов. Первые три откроются в ближайшее время в Москве, Раменском и Орле, торговой площадью до 300 кв. м. Всего в торговой точке будет 2 тыс. наименований, в зависимости от площади магазина соотношение продуктов и непродуктовых товаров (бытовой химии, книг и так далее) будет варьироваться.

На продукты будет приходиться максимум 200 наименований. Ассортимент магазинов ориентирован на покупки «на бегу». Потребителям предложат товары из привычных категорий, но выбора в них не будет: например, на полке можно будет найти лишь один-два вида йогурта. Товары, требующие времени при покупке (например мясо на развес), представлены не будут.

Также на территории магазина будет работать мини-кафе, в котором планируется продажа первых и вторых блюд, алкоголя. Площадь кафе займет около 20% от всего магазина. Новая сеть будет сотрудничать как с российскими, так и иностранными поставщиками, правда, выбирать их станут необычным для торговым сетей путем — через госзакупки, то есть партнеры сети будут участвовать в тендерах. Контракт будет заключаться на один год. В планах у ЖТК развитие своей системы распределительных центров, пока же новая сеть не нуждается в обширных складских мощностях.

ЖТК решила развивать собственную продуктовую розницу во многом потому, что у нее есть пул помещений, которые сейчас сдаются в аренду. Но руководство компании считает, что подобное использование площадей неэффективно. В сентябре 2015 года ЖТК заключило меморандум с X5 Retail Group, стороны стали франчайзинговыми партнерами и договорились развивать сеть привокзальных магазинов под брендом «ЖТК-Пятерочка». В планах партнеров значилось открытие до 300 объектов до 2019 года. Правда, партнеры еще не успели открыть ни одного объекта. Соглашение с Х5 не запрещает ЖТК развивать параллельный проект.

По итогам 9 месяцев 2015 года, по данным X5, на долю 10 крупнейших ритейлеров пришлось более 25% рынка, их совокупная выручка составила 2,7 трлн руб. Самая большая доля у лидера отрасли по выручке «Магнита» — 6,9%, 12 тыс. магазинов, на 10-й позиции находится «Седьмой континент» — 0,7%, 156 магазинов. Российский рынок продуктовой торговли слабоконсолидирован и места для нового крупного игрока достаточно. По итогам 2014 года, самым насыщенным продуктовым рынком торговли в мире был рынок Германии, где на пятерку крупнейших компаний приходилось 69%. Россия (20%) находится на седьмой позиции между Бразилией (32%) и Турцией (15%).

Гендиректор «Седьмого континента» Александр Агеенков считает, что наличие собственных площадей в любом проекте значительно облегчает жизнь, расходы на аренду сведены к нулю.

— Но команде [ЖТК] придется очень точно определить ассортиментную матрицу, чтобы покупатели интересовались предложениями магазинов сети, — считает он. — Ведь у людей, которые куда-то едут, много возможностей купить-то что-то в дорогу — на самом вокзале, в вагоне.

Помешать формированию ассортимента могут тендерные бюрократические процедуры, обязательные для госпредприятий, — этого опасаются поставщики, говорит директор по развитию ассоциации производителей «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

— Для обезличенных товаров такая процедура еще приемлема, но для брендированных продуктов питания закупка должна учитывать, кроме цены, также востребованность и вкусовые качества продуктов, — заметил Востриков.

Получить официальный комментарий ЖТК на момент публикации не удалось.

Евгения Перцева

Новости

analytics