ЦБ ужесточил правила обмена валюты

С предстоящего понедельника банкам с собственными сетями пунктов обмена валют станет бессмысленно их содержать. Согласно новому Положению Банка России № 499-П, операции по обмену наличной валюты должны будут проводиться не с упрощенной, а с полной идентификацией клиента, сообщает Bankir.Ru.

Теперь недостаточно будет предъявления паспорта — клиенту придется пройти полную идентификацию, заполнив анкету, которую необходимо заполнять каждому человеку, впервые пришедшему на обслуживание в банк.

Участники рынка, опрошенные Bankir.Ru, выразили удивление в целесообразности такого нововведения и даже предположили, что при подготовке документа Центробанк «забыл» об этом моменте. Однако в пресс-службе регулятора Bankir.Ru сообщили, что никакой ошибки нет.

«Банк России издал Положение №499-П в соответствии с требованиями Федерального закона №115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” взамен утрачивающего силу с 27 декабря текущего года Положения №262-П,— прокомментировали в пресс-службе.— При этом новый нормативный акт не содержит положений, допускающих проведение упрощенной идентификации при осуществлении операций, связанных с обменом валюты». В ЦБ объяснили, что эти операции отсутствуют в числе перечисленных в 115-ФЗ, когда должна проводиться упрощенная идентификация клиентов.

По словам управляющего партнера группы юридических и аудиторских компаний СБП Киры Гин-Барисявичене, ранее, в соответствии с Положением №262-П, упрощенная идентификация действовала в двух случаях: при осуществлении денежных переводов без открытия счета и операций с наличной валютой и с чеками, в том числе дорожными. При этом было упомянуто следующее ограничение: «упрощенка» возможна, если операция не подлежит обязательному контролю со стороны ФЗ-115 — ее эквивалент составляет менее 600 тыс. рублей.

Новое положение ЦБ таких норм не содержит. «В нем не предусматривается проведение процедуры упрощенной идентификации клиента при проведении операций с наличной иностранной валютой,— указывает старший юрист банковской и финансовой практики международной юридической фирмы Noerr Кирилл Лельчицкий.— Это означает, что банк будет обязан при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже валюты на сумму, превышающую 15 тыс. рублей, провести идентификацию клиента согласно требованиям ФЗ-115». По его словам, идентификация должна проводиться по правилам, установленным Положением №499-П и включает в себя, например, оценку риска клиента, ведение досье клиента, обновление сведений о клиенте и проведение других предусмотренных документом процедур.

Кирилл Лельчицкий обращает внимание на то, что, в соответствии с ФЗ-115, упрощенная идентификация клиента-физлица может проводиться при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета (в том числе электронных), а также при предоставлении клиенту электронного средства платежа. Помимо этого при заключении договоров с НПФ, договоров о брокерском обслуживании, о доверительном управлении ценными бумагами, депозитарного договора, при приобретении инвестиционных паев ПИФов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Юристы считают принятие регулятором такой нормы вполне закономерной. «В данном случае законодатель привел в соответствие действующее законодательство,— объясняет Кирилл Лельчицкий.— Ранее ФЗ-115 устанавливал случаи, когда упрощенная идентификация возможна, а Положение №262-П предоставляло дополнительное основание для упрощенной идентификации — а именно валютно-обменные операции. Новое Положение №499-П таких оснований не устанавливает, поэтому для их определения необходимо обращаться непосредственно к тексту ФЗ-115».

По мнению участников рынка, вступление в силу новой нормы увеличит время совершения валютообменной операции и значительно усилит операционную нагрузку, связанную с дополнительной идентификацией как на фронт-, так и на бэк-офисы кредитных организаций. Банки будут стремиться переводить такие операции в безналичные каналы, что, в свою очередь, может привести к резкому сокращению количества обменных пунктов, где оперируют непосредственно с наличной валютой.

Татьяна Терновская, Милена Бахвалова

Новости

analytics