МВФ заставляет Киев договариваться с Москвой

Дата погашения российского долга Украиной неумолимо приближается. Скоро наступает срок выплаты кредита, который был дан Украине посредством выкупа еврооблигаций на общую сумму в $3 млрд, сообщает Вести Экономика.

И теперь наша страна может потерпеть убытки или вообще потерять свои инвестиции, если правительство Яценюка откажется платить по этому долгу. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Григорий Бегларян.

Угроза убытков или потерь по этим долговым бумагам для России возросла, после того как Международный валютный фонд принял решение смягчить правила для суверенных заемщиков (естественно, и для Украины). И теперь, если должник предпринимает "добросовестные меры" по реструктуризации своего долга перед кредитором (то есть готов договариваться об условиях) МВФ имеет право продолжать финансирование даже в случае дефолта.

Вполне логично, что после такого решения МВФ последовала эмоциональная реакция как со стороны представителей российского правительства, так и от властей Украины. Министерство финансов России тут же отметило, что новые правила МВФ, по сути, ломают "всю многолетнюю парадигму по суверенным долгам", а само решение выглядит "поспешным и предвзятым" и "поможет Киеву не платить по своим долгам". В свою очередь эмоции со стороны украинского правительства были выражены утверждениями о том, что после изменения правил МВФ Россия должна будет согласиться на те же условия, по которым были реструктурированы долги для частных кредиторов, то есть списание 20% от суммы задолженности по долговым бумагам.

Другой вопрос, что все эти "эмоции" всего лишь первая реакция на решения МВФ, но если разобраться в сути возникшей проблемы, то ситуация выглядит не столь однозначной.

Во-первых, МВФ вряд ли мог поступить иначе, так как в случае упрямого требования украинского правительства к России вести переговоры о реструктуризации в ранге частного кредитора было понятно, что последует отказ и последующий дефолт Украины. В таком случае, если бы оставались старые правила, то МВФ вынужденно закрывал денежный кран для Украины и при таком варианте возникал риск невозврата денег и для самого МВФ (украинские власти бы просто сказали: как мы вам отдадим старый долг, если мы не получим новый). Насколько я понимаю, отчасти и по этой причине МВФ был вынужден менять свои же правила.

Во-вторых, несмотря на тот факт, что для Украины были сделаны поблажки, этот момент еще не означает, что украинское правительство теперь имеет возможность не платить по российским долгам или требовать признания таких же условий реструктуризации, как и для частных кредиторов (то есть списать 20% от долга). Дело в том, что МВФ признает кредитный статус России в качестве официального кредитора, а это подразумевает, что Украина никак не сможет требовать и настаивать, чтобы российский долг рассматривался так же, как и частный.

В-третьих, когда МВФ изменил свои правила и смягчил условия для заемщика, была сделана важная оговорка: должник должен предпринять все необходимые "добросовестные меры" по реструктуризации долга.

Иными словами, МВФ намекает, что должник не просто должен, но также и обязан вести содержательный диалог с официальным кредитором, и сам должен выражать желание проводить встречи с представителями кредитора отдельно от частных кредиторов. Это очень важная оговорка, которая просто не позволит правительству Украины выкручивать руки своим российским кредиторам, настаивая на принятии таких же условий, как частные кредиторы.

Таким образом, украинским властям придется не только искать компромисс для решения проблемы со своим долгом перед Россией, но и показать, что власти готовы договариваться. Другой вопрос, какой в итоге получится такая договоренность. Обычно от официальных кредиторов (которым является Россия) в МВФ ожидают принятия предложений по реструктуризации в соответствии с оценками МВФ по уровню задолженности и потребностям в финансировании. Если ориентироваться на такие параметры, то получается, что Россия сможет настаивать либо на отсрочке выплаты долга на год, но уже без процентов, или может предложить погашение по частям с выплатой всех процентов.

Другими словами, скорее раньше, чем позже, эмоции у всех сторон долгового конфликта пройдут, и будет найден удовлетворительный консенсус, хотя осадок останется.

Новости

analytics