Иностранные инвесторы пожаловались Медведеву

В понедельник председатель правительства России Дмитрий Медведев проведет ежегодное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ, см. врез). У «Ведомостей» есть доклад, в котором крупный иностранный бизнес описал для представления на КСИИ свои проблемы и отношение к решениям правительства, сообщает Ведомости.

Только за 2014 г. производители потребительских товаров от внеплановых мер правительства потеряли 1,5 млрд евро, следует из доклада. Последствия многих решений просто не оцениваются – к примеру, правила сброса сточных вод и закон об отходах обошлись в 1% оборота, а стимулирование импортозамещения может вовсе закрыть рынок для иностранцев.

В этом году участников больше, значит, и интерес к России есть, говорит управляющий партнер EY по России Александр Ивлев: участие подтвердили 33 руководителя международных компаний. Появилось больше локальных компаний, говорит сотрудник международного производителя товаров массового спроса. Россия была и остается значимым рынком, передал через пресс-службу EY гендиректор Schneider Electric Жан-Паскаль Трикуар, но меняются правила доступа на рынок и, чтобы принимать решения, надо понимать, куда идет законодательство. Иностранные инвесторы готовы адаптироваться – с учетом долгосрочных интересов, рассуждает сотрудник международного производителя потребительских товаров, но меры должны быть хотя бы предсказуемыми.

Очень важны четкие и ясные правила, передал через пресс-службу EY председатель совета директоров Carlsberg Флемминг Безенбахер.

Рабочие группы КСИИ составили рекомендации по 11 темам – от таможенного администрирования до энергоэффективности и развития Сибири и Дальнего Востока. В основном бизнес жалуется на регулирование, но больше всего вопросов вызывают импортозамещение и локализация. Например, бизнес жалуется на ограничение закупок иностранных медицинских изделий – правительство ввело правило «третий лишний»: иностранный поставщик не допускается к конкурсу, если заявки подали хотя бы две компании из стран Таможенного союза. Производители, которые уже начали локализацию, все равно будут ограничены в доступе к госзаказу – тогда нет смысла в локализации, пишут авторы доклада и предлагают решение: заключать государственные инвестконтракты, в которых инвестор гарантирует локализацию, а правительство – спрос на его препараты. Минпромторг еще должен учесть, что сырье не всегда может закупаться в России, просят эксперты КСИИ.

КСИИ также призывает улучшить таможенные процедуры, чтобы повысить степень переработки. Из-за высоких импортных пошлин инвестировать в производство невыгодно, пишут авторы доклада, решить проблему может переработка, но перечень товаров ограничен, а подтвердить страну происхождения после переработки трудно.

Несет риски для иностранного бизнеса и сложная и долгая, до полугода, процедура возмещения НДС при экспорте. Вернуть НДС можно только после того, как таможня подтвердит факт экспорта, только на получение штампов требуется больше месяца, а это забирает оборотные средства, говорится в докладе: нужно хотя бы перестать требовать такие документы и ввести электронную систему контроля в Таможенном союзе.

Снижает привлекательность России для инвесторов и отсутствие правил налогообложения при распределении затрат и прибыли внутри транснациональных компаний. Сейчас компании вынуждены переводить деньги через контракты на оказание услуг, что создает постоянные налоговые риски. Многие российские подразделения международных банков уже сталкиваются с претензиями налоговых органов. Действующая методика контроля за трансфертными ценами не позволяет оценивать распределяемые затраты.

Многие вопросы в повестке этого заседания задаются уже несколько лет, говорит председатель правления фонда Петербургского международного экономического форума Сергей Беляков, бывший замминистра экономразвития, часть из них даже не требуют концептуально менять систему регулирования и носят технический характер. КСИИ – это, с одной стороны, возможность высказаться и даже представить собственные варианты решения вопросов, а с другой – игнорирование их, вздыхает Беляков: возникает еще большая неопределенность, у иностранных инвесторов возникает ощущение, что правительство не прислушивается к ним. КСИИ – эффективное место диалога власти и бизнеса, не согласен Ивлев: более 80% его участников считают, что совет содействует решению их проблем. Это подтверждает и директор по корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина.

Вопрос инвестиций – это вопрос предсказуемости государственной политики, говорит Дмитрий Полевой из ING. Срок инвестиционных проектов – 3–5 лет минимум, подхватывает Беляков, стабильность условий и правил игры – ключевой фактор развития бизнеса.

С середины 2014 г. прямые инвестиции из-за рубежа почти остановились: за пять кварталов – $3,7 млрд. Месяц назад Минэкономразвития ожидало, что в 2016 г. спад инвестиций прекратится, по новому прогнозу, инвестиции начнут расти с 2017 г. Причина сжатия инвестиций – слабая экономика, объясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, без перспектив роста у предпринимателей нет причин для рывка.

Елизавета Базанова

Новости

analytics