Банки начали активнее кредитовать граждан

В августе уровень одобрений в розничном кредитовании достиг почти 10%, увеличившись на 3,5 процентного пункта по сравнению с пиком кризиса в феврале 2015 г., следует из базы НБКИ, сообщает Ведомости.

После «потрясения и полного паралича», охвативших рынок в декабре 2014 г. – марте 2015 г., эта доля вернулась «практически на докризисный уровень». Банки адаптировались к новым реалиям, делает вывод НБКИ.

Во время бума розничного кредитования, в 2013 г., банки одобряли 30–50% заявок на короткие беззалоговые кредиты и около 30% – на ипотеку и автокредиты. Сейчас это 15 и около 10% соответственно, говорит заместитель гендиректора НБКИ Алексей Волков. Но это уже прогресс в сравнении с началом 2015 г., когда рынок охватил «полный паралич», указывает Волков: «Не то чтобы в январе стал выше риск заемщиков – к тому времени доходы [населения] еще не сократились, но банки пугала неопределенность».

«Весь рынок в этом году только и делал, что боялся, – говорит директор департамента дистанционного обслуживания и продаж Банка Москвы Иван Пятков. – В начале года многие банки, в том числе крупные, просто встали, ставки взлетели, при этом на рынке остались хорошие клиенты, но в первом полугодии им тоже трудно было получить кредит».

Некоторые приняли решение вообще свернуть розничный бизнес в России: так, в апреле об отказе от розничного кредитования объявила скандинавская группа Nordea, пояснив, что банк принял такое решение, «оценив в IV квартале 2014 г. динамику доходов населения, влияние девальвации и инфляции и уровень безработицы».

Сейчас, полагает Волков, неопределенность отошла на второй план. «Резкого падения доходов граждан не произошло, компании-работодатели резко не задефолтили, ситуация предсказуемо тяжелая, но кредитовать можно», – отмечает он.

«Небольшое оттаивание розничного кредитования началось в июле, но пока это хрупкий процесс, об устойчивом тренде говорить не приходится», – отмечает гендиректор Frank RG Юрий Грибанов. Рост происходит за счет ипотеки и POS-кредитов. «Деваться банкам некуда – комиссионной модели бизнеса для доходов недостаточно», – говорит Грибанов.

Без новой выдачи начинает расти уровень проблемных долгов и, для того чтобы закрывать потери, нужны работающие кредиты, согласен Волков. Но сейчас подход стал осторожнее, указывает он: «Раньше у банков была широкая серая зона – это заемщики, вероятность дефолта которых банки не могли оценить однозначно». Сейчас банки сегментировали этих клиентов, выделив из них надежных, которых кредитовать можно.

Заемщиков с доходами ниже среднего в этом году банки стараются не кредитовать либо дают очень небольшие суммы – в результате впервые у этих граждан начал снижаться уровень долговой нагрузки, показывает статистика НБКИ.

default-1u5x.png

«Уровень одобрения по ипотечным кредитам [по сравнению с докризисными временами] снизился, но незначительно», – говорит представитель Сбербанка. В беззалоговом кредитовании уровень одобрения заявок «ниже, чем до кризиса», основная причина отказов – плохая кредитная история заемщиков, отмечает представитель госбанка.

В Банке Москвы доля одобрений по самым надежным категориям (зарплатникам, бывшим и нынешним заемщикам) «вернулась к докризисному уровню – 50–65%», признает Пятков. Клиентам с улицы банк одобряет около 30% заявок. Но эта ситуация нетипична – в отличие от многих конкурентов, Банк Москвы конвейер не останавливал. «В начале года мы ужесточили оценку рисков, поменяли структуру продаж – сместились в сторону проверенных клиентов», – рассказывает Пятков. Банки поняли, что «пережали с рисками», поэтому, считает Пятков, в последние пару месяцев рынок активизировался и до конца года банки будут наверстывать потери первого полугодия.

Новости

analytics