Что мешает автовладельцам получить справедливые тарифы

С 1 августа Российский союз автостраховщиков запустил в эксплуатацию автоматизированную информационную систему бюро страховых историй (АИС БСИ, сообщает Finanzen.net.

В соответствии с законом о страховом деле компании, осуществляющие заключение договоров КАСКО и ДОСАГО, обязаны предоставлять в эту электронную базу полную информацию по заключению, изменению и расторжению договоров страхования, а также по убыткам в рамках этих договоров. Новая система объединит всю информацию по договорам каско и добровольного страхования автогражданской ответственности (ДОСАГО).

Уже в недалеком будущем страховые компании получат доступ к информации из АИС БСИ и смогут использовать полученные данные при тарификации. Пока сроки доступа в систему для водителей и страховщиков не определены, прошло слишком мало времени с момента ее открытия.

В систему вносятся данные по новым договорам. Соответственно, для накопления истории потребуется время.

Автовладельцам доступ к ней может позволить проверять насколько безупречна их страховая история, а страховым компаниям - учитывать ее при расчете стоимости полиса и скидок. Добросовестные и аккуратные автовладельцы перестанут переплачивать за убыточных водителей. Автовладельцы уже не будут привязаны к своим страховым компаниям. Безупречная страховая история позволит им выбирать страховщика с более привлекательным предложением, качественным сервисом. Исчезнет необходимость просить справки и доказывать безаварийную страховую историю.

Хорошие клиенты уже находятся в фокусе пристального внимания страховщиков, что не удивительно на фоне сокращения объемов нового бизнеса. Хорошим считается клиент, который готов разделить с компанией риски. Это значит покупать продукты с франшизой, решать спорные вопросы в досудебном порядке, придерживаться безаварийной манеры вождения, сохранять лояльность одной компании в долгосрочной перспективе. Таким автовладельцам компании предоставляют как существенные скидки при пролонгации договора за хорошую страховую историю в этой же компании, так и скидки за страхование второго автомобиля, при переходе из другой компании и т д. В нашей компании за несколько лет безубыточного страхования скидка может достигать 50%.

Что касается компаний, то свои надежды с единой базой убытков они связывают с изменением потребительского отношения к страхованию. Например, в странах с развитыми страховыми рынками клиенты, не желающие портить свою страховую историю, отказываются от заявления в страховые компании при небольших повреждениях автомобиля.

У нас автовладельцы сразу идут в суд. Число исков возросло минимум вдвое со времени распространения на страхование действия закона о защите прав потребителей. Есть случаи, когда юристы дробят одно требование к страховой компании на несколько исков, подают иски в различные суды, по каждому из них требуют отдельную неустойку, штраф 50%. «Продавая» свое требование к страховой компании, потребители могут оставаться в добросовестном неведении относительно способов решения споров со страховой. Но именно они оказываются стороной, которая в полной мере испытывает их негативные последствия в части повышения тарифа.

Информация о факте обращения в компетентные органы, а также о типе выплаты (судебная или несудебная) в обязательном порядке передается в БСИ. Навряд ли страховые компании будут готовы обеспечивать страховой защитой клиентов, имеющих за спиной несколько судебных дел за год.

Досудебная претензия в адрес страховщика часто позволяет получить большую по размеру выплату. Страховые компании в большинстве своем готовы пересматривать решения, если понимают обоснованность требований страхователя на досудебной стадии. Теперь только результат взаимных действий автовладельцев и страховщиков обеспечит решение проблем на рынке добровольного автострахования.

Сергей Рябцов,
член совета директоров группы "Ренессанс страхование"

Новости

analytics