Туроператоры пересматривают программы на зимний сезон

Сильнейшее за последние 20 лет падение выездного турпотока вынуждает туроператоров формировать программы на предстоящий зимний сезон с учетом новых реалий, сообщает Коммерсантъ.

Неизменными, скорее всего, останутся лишь продажи туров в Египет, а на стремительно подорожавшие из-за девальвации рубля горнолыжные курорты туроператоры намерены предлагать россиянам максимально бюджетные варианты или альтернативные направления, такие как Сербия.

После беспрецедентного падения выездного турпотока туроператоры начали пересматривать свои программы на зимний сезон. Как рассказали в TUI Russia, зимняя программа была оптимизирована именно с учетом спада турпотока. "На европейских горнолыжных курортах мы добавили больше экономичных вариантов размещения, по ряду направлений сосредоточились только на высоком новогоднем периоде",— уточнили в компании. "Пегас Туристик", по словам его гендиректора Анны Подгорной, практически полностью сохранил географию полетов. "Речь идет только об оптимизации количества рейсов, если раньше каждый туроператор старался поставить на направление собственный самолет, то сейчас многие кооперируются",— рассказывает она. По прогнозам госпожи Подгорной, снижение потока будет в любом случае.

Очередная волна падения спроса на пакетные туры едва ли станет большим сюрпризом для рынка. Падение продаж туроператоры отмечают со второго полугодия 2014 года, когда банкротства крупных компаний и девальвация рубля сократили уровень спроса на 40%. Падение продолжилось в этом году вслед за ростом стоимости валюты: летом продажи сократились на 20-30%. По данным Ростуризма, число выехавших за рубеж российских туристов в январе--июне 2015 года сократилось на 33,8% по сравнению с первым полугодием 2014-го. Это самое масштабное падение за последние 20 лет, сообщала на днях пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина (цитата "Интерфакс"). По прогнозам Ассоциации туроператоров России (АТОР), при сохранении текущей экономической конъюнктуры падение выездного турпотока в зимнем сезоне может составить 25-30%.

Главные факторы прогнозируемого спада — не только сокращение покупательной способности россиян, но и введение с 14 сентября этого года обязательной процедуры дактилоскопии (снятия отпечатков пальцев) для оформления визы в страны Шенгенского соглашения, считают в АТОР. Представитель компании VFS Global (управляет визовыми центрами) в России ранее в интервью порталу Ratanews.ru указывал, что 95% заявлений на выдачу виз поступает из городов, где уже существуют пункты оформления.

"Жители небольших городов до сих пор подавали свои заявления через турагентства",— не соглашается исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. По ее мнению, говорить об общих тенденциях будущего зимнего сезона пока рано: на фоне валютных колебаний многие туристы отказались от ранних бронирований и туроператоры смогут окончательно сформировать свою программу только на будущей неделе. Традиционный пик продаж путевок на зимние направления приходится на октябрь-ноябрь, добавляет она.

Похоже, крупным игрокам удастся сохранить объемы продаж путевок на зимний период только в Египет. По данным Ростуризма, падение выезда в эту страну по итогам полугодия составило 13,8% — это один из самых низких показателей. Для сравнения: по расчетам Российского союза туриндустрии, в страны ЕС поток сократился на 37%. По словам Анны Подгорной, программа в Египет в этом году осталась на уровне 2014 года. "Кроме того, немного увеличены планы по Вьетнаму",— добавляет она. Туроператоры, стараясь найти бюджетные альтернативы подорожавшему горнолыжному отдыху, предлагают и новые направления. По словам опрошенных "Ъ" турфирм, в этом году компании сформировали пакетные предложения для Сербии. "Мы впервые запускаем это направление — горнолыжные туры, сити-туры в Белград, а также их комбинации",— указывают в TUI. Это единственная безвизовая европейская страна для россиян c довольно высоким уровнем сервиса, отмечает госпожа Подгорная.

Еще одним трендом зимы, по мнению туроператоров, может стать снижение роста интереса к внутреннему туризму. Если в 2014 году продажи на российские курорты увеличились на 20-30%, то в 2015 году этот показатель будет составлять около 15%, предполагает госпожа Ломидзе. По мнению представителя АТОР, тенденция сохранится зимой. Стоимость путевок на внутреннем рынке увеличилась пропорционально инфляции, на 10-15%, замечает госпожа Ломидзе. По ее прогнозам, безоговорочным спросом в этом году будут пользоваться только курорты Красной Поляны в Сочи.

Александра Мерцалова

Новости

analytics