Россияне утратили интерес к автокредитам

Госпрограмма смогла поддерживать падающий рынок автокредитования только три месяца. Совпавший с запуском программы рост объема выдачи автокредитов в июле сменился сокращением, сообщает Коммерсантъ.

По мнению экспертов, тот небольшой отложенный спрос на кредитные автомобили банкам удалось удовлетворить в первые месяцы действия программы.

По данным Frank Research Group, в июле банки выдали автокредитов на 29,85 млрд руб. (на 2,6% меньше, чем в июне). С апреля объем выдачи автокредитов увеличивался (так, в апреле--июне банки выдали автокредитов на 75,7 млрд руб. против 36,4 млрд руб. в январе--марте 2015 года). При этом в июне темпы выдачи автокредитов банками и вовсе практически приблизились к уровню прошлого года. По словам участников рынка, на росте выдачи в предыдущие три месяца сказывалось влияние запущенной в апреле госпрограммы по поддержке льготного автокредитования, но сейчас оно сошло на нет.

Программа льготного автокредитования запущена в апреле. В ее рамках государство субсидирует банкам 2/3 ключевой ставки ЦБ (сейчас — 11%). Максимальная ставка по кредитам ограничена сверху — не более 10 процентных пунктов к ключевой ставке (сейчас — не более 21%). По состоянию на начало августа, по данным Минпромторга, в кредит по госпрограмме было продано 103,5 тыс. автомобилей.

Основным фактором, негативно влияющим на автокредитование, стало исчерпание спроса на автомобили. Большинство потребителей реализовали отложенный спрос в первые три месяца действия госпрограммы, когда цены на автомобили и курс рубля находились на достаточно стабильном уровне, указывает старший вице-президент банка ВТБ 24 Алексей Токарев. "Традиционно снижение спроса на автокредиты наблюдается в мае--июне из-за сезонного фактора — у граждан начинается сезон отпусков,— поясняет вице-президент Кредит Европа банка Ильсур Гибадуллин.— В этом году сезонность заглушалась запуском госпрограммы в апреле".

В начале года банки практически не выдавали автокредиты, кроме того, и сами граждане отказывались приобретать автомобили по высоким ставкам. Таким образом, основная потребительская активность пришлась на период апрель--июнь. В июле началось ослабление рубля к доллару, что не добавило гражданам желания вкладывать средства в автомобили. За июль рубль подешевел к доллару на 8,1% (до 60,34 руб./$). В августе ослабление рубля продолжилось — рубль потерял еще 10%, опустившись до 66,7 руб./$. "В результате даже несмотря на поддержку со стороны государства, рынок автокредитов не смог избежать своего сезонного падения",— поясняет господин Гибадуллин. По оценкам Алексея Токарева, в июле динамика продаж автомобилей снизилась по сравнению с июнем на 6,5%, что, в свою очередь, сказалось и на снижении выдачи автокредитов.

Вопреки сезонному фактору, традиционного восстановления спроса на кредитные автомобили в августе--сентябре банкиры не ждут, несмотря на продолжающиеся меры господдержки. "В августе на рынок окажет сильное влияние резкое ослабление рубля, из-за которого ряд автопроизводителей могут поднять цены на автомобили",— указывает господин Токарев. В августе курс доллара уже преодолевал значения выше 70 руб./$, тогда как в июле составлял в среднем 57 руб./$.

И хотя госпрограмма льготного автокредитования будет действовать до конца года, участники рынка ожидают общего падения выдачи автокредитов по сравнению с прошлым годом в среднем на 30%. При этом за семь месяцев 2015 года банки уже выдали кредитов на 42% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (244,49 млрд руб. за семь месяцев 2014 года). "Некоторое оживление рынка, возможно, произойдет к концу года, однако оно не сможет перекрыть негативный эффект от падения продаж в первом полугодии",— резюмирует Алексей Токарев.

Валерия Францева

Новости

analytics