Российская экономика не пострадает от падения казахского тенге

Девальвация казахского тенге не повлияет на российскую экономику, считают эксперты, сообщает ТАСС.

По их мнению, решение Казахстана отпустить национальную валюту является в большей степени внутренним фактором, который может позволить стране повысить конкурентоспособность экономики.

«Низкие цены на нефть и слабый рубль, вероятно, были основными триггерами для решения о девальвации тенге, но ослабление китайского юаня на прошлой неделе могло стать последней каплей», - считает главный экономист по России и СНГ ИК «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин.

Накануне произошло резкое падение нефтяных цен. Помимо общей тенденции к снижению стоимости нефти в последние месяцы, когда с мая по 20 августа Brent подешевела на 35 проц, только за 19 и 20 августа Brent упала почти на 5 проц, опустившись ниже сразу двух отметок - 48 и 47 долларов за баррель. Нефть движется к минимуму года на уровне 45,19 доллара за баррель, от которого котировки Brent отскочили в январе. На этом фоне 19 августа президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал правительство к адаптации к ценам на нефть на уровне 30-40 долларов за баррель. А уже на следующий день правительство и Нацбанк Казахстана объявили о переходе к политике плавающего обменного курса национальной валюты и отказе от установленного ранее валютного коридора в 170-198 тенге за доллар. В результате казахская валюта за одну торговую сессию упала к доллару почти на 30 проц до рекордных 255,8 тенге за доллар.

Экономика Казахстана зависима от экспорта нефти, газа, нефтепродуктов, отмечает главный экономист Газпромбанка Максим Петроневич. «По нашим оценкам, доля экспорта составляет 75-80 проц, в доходах бюджета - более половины. Поэтому то, что казахстанский тенге девальвирует, было понятно уже задолго до наступления события. Более того, если российский рубль по сравнению с 2011 годом девальвировался уже в два раза, а то и более, то тенге только на 65 проц, поэтому есть дополнительные риски того, что девальвация может на этом не закончиться», - полагает Петроневич.

Переход к плавающему курсу был предрешен

Переход Казахстана к плавающему курсу оказался предрешен на фоне повышения гибкости валютных курсов соседей - России и Китая, считает главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ 24 Станислав Клещев. Народный банк Китая 11 августа объявил о решении «оптимизировать методику расчета» валютного курса с учетом положительного сальдо во внешней торговле Китая, а также крепких позиций юаня по отношению к валютам других стран. После этого юань в течение трех дней был девальвирован к доллару в сумме на 4,6 проц. «В сочетании с продолжающимся снижением цен на нефть, это ускорило принятие данного решения Астаной. Но история упавшего тенге - это лишь еще одна из иллюстраций происходящей гонки девальваций», - считает Клещев.

Валюты торговых партнеров Казахстана в этом году активно дешевели. Так, с начала года рубль подешевел к доллару на 17 проц, украинская гривна - на 40 проц, белорусский рубль - на 51 проц, грузинский лари - на 26 проц, узбекский сум - на 7 проц, киргизский сом - на 5 проц, а китайский юань - на 3 проц.

«Решение девальвировать тенге было принято в связи со значительной потерей конкурентоспособности, вызванной тем, что Россия, ключевой торговый партнер Казахстана, допустила существенное ослабление рубля на фоне падения цен на сырьевые товары», - добавляет старший стратег Sberbank CIB по рынкам валют и процентных ставок Том Левинсон.

Девальвация тенге затронет только сырьевой экспорт

Влияние девальвации казахской валюты на Россию не будет значительным, считает главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. «В данном случае Казахстан проводит своего рода догоняющее обесценение. Россия уже достаточно долгое время проводила относительно гибкую политику валютного курса, и падение рубля было уже достаточно значительным. Так что здесь, скорее, Казахстан подтягивался к России и какие-то конкурентные факторы давления на российских производителей не будут значительными, в том числе из-за того, что российский рубль предыдущий год уже достаточно сильно обесценился», - сказал он.

Последствия для России будут незначительными, добавляет главный экономист ИК «Уралсиб кэпитал» Алексей Девятов. «Казахстан - маленькая страна и, несмотря на географическую близость, не входит в число крупнейших торговых партнеров России», - считает он. Похожего мнения придерживается главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Казахстан - важный партнер для России, но в общем объеме торговли его доля небольшая», - сказал он. По оценке Газпромбанка, доля Казахстана в российском внешнеторговом обороте не превышает 3 проц.

По мнению Владимира Тихомирова, девальвация тенге может оказать некоторое влияние на несырьевой экспорт из РФ в Казахстан, потому что он в последнее время пользовался достаточно большой популярностью в силу падения курса рубля и до недавнего времени довольно сильного тенге. «Теперь этот эффект повышенного спроса на российские товары будет сходить на нет, но объемы не настолько большие, чтобы говорить, что это окажет серьезное влияние на российскую экономику», - добавил он.

Девальвация - неконструктивный подход

Тем не менее, по словам экспертов, повышение конкурентоспособности экономики только за счет девальвации национальных валют не является конструктивным подходом к экономической политике. И это относится не только к Казахстану. «Чрезмерное увлечение ослаблением национальных валют способно привести к весьма плачевным последствиям, начиная от разгона инфляции и падения реальных доходов населения, и заканчивая сменой политических режимов», - считает Станислав Клещев из ВТБ 24.

Странам следует поднимать конкурентоспособность за счет снижения издержек, повышения производительности и структурных факторов, добавляет Лисоволик из Deutsche Bank. «Чтобы в дальнейшем минимизировать издержки от девальвационных эффектов, фактор интеграции остается важным, потому что он позволяет координировать денежно-кредитную политику и экономические меры, а также снижает необходимость в такого рода валютных факторах для корректировки конкурентоспособности и торговой позиции», - заключил экономист.

Новости

analytics