Экономика России катится в пропасть

Спад экономики во II квартале достиг 4,7% к тому же периоду прошлого года после падения на 2,2% кварталом ранее, следует из индекса Внешэкономбанка (ВЭБ). В первом полугодии экономика сократилась на 3,5, сообщает Ведомости.

В сравнении с предыдущим месяцем ВВП, по оценке ВЭБа, падает шестой месяц подряд и июнь не стал исключением, хотя темпы спада замедлились до 0,3% после 0,5% в мае и 0,8% в апреле. В сравнении с аналогичным месяцем прошлого года в июне ВВП сократился на 4,5% после спада на 5% в мае, остающегося максимальным в этом году.

Замедление спада в июне в большей степени связано с календарным фактором (было на два рабочих дня больше, чем в июне-2014), а не с переломом негативных трендов, заключает главный экономист ВЭБа Андрей Клепач. Поэтому оно не смогло остановить тенденцию сокращения ВВП по отношению к предыдущему месяцу, констатирует он: спад, продолжающийся шесть месяцев подряд, превосходит по длительности спады предыдущих кризисов, при этом глубина падения существенно ниже. Последнее может означать, что нынешняя рецессия в гораздо меньшей степени обусловлена циклическим фактором, а это, в свою очередь, означает, что и быстрого роста не будет. В отличие от кризисов 1998 и 2009 гг. текущая динамика не позволяет надеяться на быстрое восстановление экономики во втором полугодии, приводит ВЭБ комментарий Клепача. До перехода в ВЭБ Клепач работал замминистра экономического развития и отвечал, в том числе, за составление макропрогноза для правительства.

В июне, по оценке ВЭБа с устранением влияния сезонного и календарного факторов, продолжили спад практически все базовые отрасли экономики – сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, энергетика, строительство, розница. Выросли только грузооборот транспорта и чистые налоги на продукты в результате повышения таможенных пошлин на экспорт газа и подакцизной продукции, сообщает ВЭБ в аналитической записке.

Продолжился спад потребительского спроса: влияние сокращающегося потребкредитования и низкой уверенности потребителей оказалось сильнее, чем замедление инфляции и снижение безработицы. Приостановилось падение инвестиций, однако продолжение спада в строительстве и производстве инвестиционных товаров указывает на риски дальнейшего инвестиционного спада. По оценке ВЭБа, инвестиции продолжат падение, говорит директор департамента ВЭБа Олег Засов.

Поквартальный спад (к предыдущему кварталу) с очисткой от сезонного и календарного факторов во II квартале составил 1,9% после 2,3% в I квартале, подсчитал ВЭБ. По оценке Клепача, в III квартале спад ВВП будет в основном исчерпан, а при хорошем урожае ВВП в помесячном сравнении может даже показать рост. Но в любом случае последующее восстановление будет медленным.

После выхода июньских данных Росстата, показавших торможение спада основных экономических показателей, эксперты осторожно предположили, что экономика достигла дна. Хотя ритейл и доходы продолжили спад, безработица сократилась – это может сигнализировать о том, что спад потребления уже достиг максимума падения, считает Наталья Орлова из Альфа-банка. Спад инвестиций и реальных зарплат в июне оказался меньше прогнозов, что также позволяет предположить: дно близко, согласны аналитики Barclays. Предварительно можно заключить, что экономическая активность достигла нижней точки падения, полагает Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала», оценивая спад во II квартале в 4,5% и прогнозируя замедление падения до 4,1% в третьем (к тем же кварталам прошлого года). Однако и признаков подъема со дна экономика не показывает, солидарны эксперты. Кроме того, июньское дно может оказаться промежуточным, не исключают Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ и Владимир Тихомиров из БКС: снова снизились цены на нефть, продолжается спад зарплат, фактором риска остается и урожай из-за плохой погоды. Сокращения темпов спада можно ожидать лишь в конце года, считает Тихомиров: повлияет низкая база прошлого года. Экономика пока что в середине кризиса, говорил ранее глава КГИ Алексей Кудрин, так же ожидая замедления спада только в IV квартале.

Новости

analytics