Россия резко увеличила экспорт продуктов в Китай

Несмотря на общее падение товарооборота между Россией и Китаем, с начала года российские производители резко увеличили экспорт шоколада, подсолнечного масла, пива и меда в КНР. Одной из причин стала девальвация рубля, сообщает РБК.

Россия начала активно осваивать китайский продуктовый рынок: поставки отдельных продуктов питания в Китайскую Народную Республику (КНР) в начале этого года выросли в разы. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) за первый квартал 2015 года (за второй квартал пока опубликованы только частичные данные), которые проанализировал РБК, самый убедительный рост показали подсолнечное масло, шоколад, пиво и мед. Так, в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года экспорт подсолнечного масла в КНР в натуральном выражении вырос почти в тысячу раз, шоколада — в 18 раз, меда — 9 раз, пива — в 3 раза (точные цифры поставок в тоннах и в долларах см. в графике).

Для российского рынка поставки пока относительно небольшие: например, объем экспорта подсолнечного масла в Китай в первом квартале составил 4,6 тыс. т, а это только 0,4% от российского производства. Однако динамика роста по категориям впечатляет. Для иллюстрации: за весь 2014 год Россия экспортировала шоколада на $4,1 млн, а только за первый квартал этого года — на $2,8 млн. Выход на рынок КНР сложен для российских компаний, в частности из-за разницы бизнес-культур России и Китая, отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Георгий Петров, но «китайский рынок начинает приоткрываться для отечественных производителей».

Разворот на Восток

О «развороте на Восток» и расширении торговли с Китаем российский президент Владимир Путин заявил еще весной 2014 года во время визита в Пекин, и эту тему активно поддержал российский бизнес. О своих планах экспорта в Китай публично говорили крупные российские производители продуктов питания «Мираторг», «Русагро», «Объединенные кондитеры», «Нарзан», «Мистраль».

Для «разворота на Восток» у российского бизнеса есть все основания, говорит Георгий Петров: в Китае растет прослойка «среднего класса», и, как следствие, увеличивается спрос на более качественную и разнообразную еду — в том числе на подсолнечное масло, гречку, шоколад и бутилированную воду. «Но это товары для upper-middle класса, — отмечает он. — Они актуальны в первую очередь для ресторанов и отелей, потому что среднестатистический китайский потребитель вряд ли будет пить воду из бутылки, например, хотя в стране есть проблемы с питьевой водой».

Раньше власти КНР позиционировали Китай как страну-производителя, но теперь растущий средний класс проявляет интерес к иностранной продукции и началась «эпоха потребления», добавляет директор Китайского центра института МИРБИС Наталья Печерица. «Например, только в Гонконге в прошлом году потребление французского вина выросло в 25 раз — и это при том, что раньше китайские потребители вообще не знали этот напиток», — рассказывает она. По ее наблюдениям, из российских продуктов у китайцев огромным спросом пользуется шоколад.

По данным исследования MasterCard Worldwide, в 1995 году среднего класса в Китае не было вообще, в 2009 году средний класс составлял около 39% городского населения, а к 2016-му этот показатель составит 60%. То есть как минимум каждый второй горожанин Китая будет зарабатывать от $6 тыс. до $25 тыс. в год. Всего в Китае сейчас живет около 1,4 млрд человек, к 2016 году численность среднего класса, согласно прогнозу, составит 340 млн человек (по данным последней переписи, в России все население России — 146 млн человек).

Правда, оценки доли среднего класса в Китае разнятся. Так, основатель крупнейшего китайского онлайн-ретейлера Alibaba Джек Ма в июне говорил: «В российской экономике все плохо, так почему бы не продавать в Китай? У нас 2,5 млн человек среднего класса. Я думаю, через 15 лет их будет 500 млн. И у них есть запрос на хорошие продукты».

Еще одной причиной резкого роста экспорта в этом году стало падение рубля, которое сделало российскую продукцию более конкурентоспособной, отмечает первый вице-президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Маргарита Федотова. Однако, уточняет она, Китай пока открыл для иностранных производителей не весь рынок: так, для ввоза алкоголя или зерна нужно получать специальные разрешения и договариваться о квотах.

Кто зарабатывает на росте экспорта

«Русагро» начала экспорт подсолнечного масла в КНР в середине 2014-го. В целом Россия увеличивает поставки масла в Китай в течение последнего года, подтверждает данные ФТС гендиректор «Русагро» Максим Басов. По его словам, особенно заметно увеличивается экспорт фасованного масла. Объем поставок компании в первом квартале 2015 года колебался от 500 т до 3 тыс. т в месяц (при общем объеме экспорта из России 4,6 тыс. т за первый квартал).

Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Вячеслав Лашманкин подтвердил, что российский шоколад действительно стал пользоваться большой популярностью в Китае, и экспорт в эту страну шоколада и кондитерских изделий растет. В середине июня газета «Коммерсант» сообщала, что холдинг «Объединенные кондитеры», крупнейший производитель шоколада в России, будет продвигать в Китае шоколад «Аленка», «Вдохновение» и конфеты «Коровка» через торговую площадку Tmall Global, входящую в состав крупнейшего китайского онлайн-ретейлера Alibaba. В холдинге «Объединенные кондитеры» вчера не смогли ответить на вопрос о поставках в Китай.

Крупнейшим экспортером пива в Китай является компания «Балтика» (принадлежит датскому концерну Carlsberg). В Китай компания поставляет всю линейку пива «Балтика» и пиво из дальневосточной линейки «ДВ» (с завода в Хабаровске). Бренд «Балтика» в китайском варианте звучит как «Болодихай Пицзю» («Балтийское море»).

Директор по экспортным продажам компании Елена Вольгушева подтвердила, что выручка от экспорта пива в КНР в первом квартале существенно выросла, но не назвала конкретных цифр: «Все наши экспортные поставки в Китай номинированы в долларах, цены на товар мы не меняли, поэтому в рублях наша выручка выросла значительно». Объемы поставок «Балтики» в этот период, по ее словам, увеличились незначительно. Вольгушева предполагает, что за ростом объемов поставок пива и некоторых других продуктов в Китай стоит желание небольших дистрибьюторов заработать на девальвации рубля: «В феврале с Дальнего Востока нам поступало большое количество запросов о поставках. Возможно, это были желающие перепродать нашу продукцию в Китай».

Что Россия поставляет в Китай

По данным государственного таможенного управления Китая, в 2014 году российско-китайский товарооборот увеличился на 6,8% до $95,3 млрд. Экспорт России в КНР составил $41,6 млрд (+4,9%), импорт из КНР — $53,7 млрд (+8,2%). По данным Минэкономразвития, Россия в рейтинге основных торговых партнеров Китая заняла 9 место. Китай, в свою очередь, уже четыре года подряд (с 2010-го) возглавляет рейтинговый список основных торговых партнеров России.

Основные статьи экспорта России в Китай — нефть и нефтепродукты, древесина, цветные металлы, рыба. На экспорт продуктов (не включая рыбу) в денежном выражении в 2014 году пришлось меньше 1,5%. За пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года внешнеторговый оборот России и Китая снизился на 32,1%, до $25,1 млрд, сообщал ТАСС со ссылкой на доклад Главного таможенного управления КНР.

Ошибки россиян

Наталья Печерица из международной московской школы бизнеса «МИРБИС» отмечает, что российские игроки часто делают ошибки, пытаясь выйти на китайский рынок. По ее наблюдениям, большие игроки из России традиционно пытаются диктовать свои условия, не учитывая китайскую специфику: в силу культурных особенностей переговоры могут занять гораздо больше времени, чем привыкли российские бизнесмены.

«Кроме обычных процедур по лицензированию пищевой продукции, необходимо иметь китайского партнера, — поясняет Печерица. — Местные игроки работают с человеком, а не с юридическим лицом. Кроме того, лучше проводить лингвистическую экспертизу, чтобы русское название не показалось китайскому потребителю неблагозвучным. Иногда приходится менять упаковку, запах или цвет продукта — из-за разницы в менталитете».

Маргарита Федотова добавляет, что проблему для российских производителей представляют и юридические вопросы. Например, если европейские производители сразу регистрируют товарные знаки, то российские часто — видимо в целях экономии — этого не делают. В результате в Китае сразу появляются «клоны» их продукции, а российские компании не имеют юридических оснований, чтобы остановить «пиратов».

Перспективы для российских продуктов

В Китае сейчас большой спрос на молочную продукцию, которой исторически не было в национальной кухне, рассказывает Наталья Печерица. «В Пекине и Шанхае есть так называемые эко-лавки, в которых продаются в том числе молочная продукция и колбасы, и в этих лавках в буквальном смысле слова стоят очереди. По ее словам, российское сельское хозяйство в Китае считается отсталым, поэтому, как это ни странно, российская еда имеет репутацию экологически чистого продукта. Пока, судя по данным таможенной статистики, большого роста экспорта молочной продукции и колбас нет.

По мнению Георгия Петрова из ТПП, большой потенциал экспорта в Китай — у птицы и свинины. Собственные потребности в этой продукции Россия на 80-90% закрыла, а Китаю сейчас требуется высококачественная продукция. Хотя пока в России еще недостаточно развита логистика, и доступ на восточный рынок может быть затруднен из-за этого, считает Петров. В Китай продукты в основном доставляют по морю (из порта Санкт-Петербурга или Владивостока). Роман Грибанов, представитель «Арианта», крупного российского производителя свинины, отмечает, что компания ведет плотные переговоры с потенциальными китайскими партнерами, но в ближайшие годы, до расширения производства, холдинг сможет покрывать только внутренний спрос на свинину.

Холдинг «Русагро» в прошлом году начал реализовывать проект агрокластера в Приморье общей стоимостью 60 млрд руб. в том числе с целью поставлять свинину в Китай.

Один из крупнейших агрохолдингов «Мираторг» заявил еще в апреле 2014 года, что планирует начать экспорт говядины в страны дальнего зарубежья, речь шла преимущественно про мраморную говядину для ресторанов и гостиниц. Президента холдинга Виктор Линник позже уточнял, что в качестве приоритетных партнеров рассматриваются Китай, Япония и Южная Корея. Однако, по данным ФТС, ни одной партии говядины из России с начала 2014 года в Китай вывезено не было.

Новости

analytics