S&P отмечает рост риска дефолта регионов РФ

Российские региональные органы власти сталкиваются с возрастающим риском дефолтов, говорится в докладе Standard & Poor"s Ratings Services, сообщает ТАСС.

«Это отражено в наших преимущественно негативных рейтинговых действиях, произведенных в последние 18 месяцев. Указанные действия стали следствием слабого экономического роста и замедлением роста прибыли в корпоративном сегменте и номинальных доходов населения, что ограничивает поступления по основным региональным налогам - налогу на прибыль и НДФЛ», - отмечает кредитный аналитик Standard & Poor’s Карен Вартапетов.

При этом возросшие негибкие социальные расходы почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг, попадая в нестабильную ситуацию финансирования текущих расходов за счет заемных средств, говорится в докладе S&P.

Если объем долга российских регионов в среднем останется невысоким в международном контексте, то его структура, характеризующаяся преобладанием краткосрочных банковских кредитов, обусловит усиление рисков рефинансирования, считают эксперты агентства. По оценкам S&P, объем полного долга и гарантий регионов РФ увеличится с 33 проц текущих доходов в конце 2014 года до 55-57 проц текущих доходов в 2018 году.

Участники рынка и представители органов власти часто утверждают, что дефолты региональных органов власти крайне маловероятны, так как в случае необходимости им на помощь придет федеральное правительство, говорится в докладе агентства. Однако, с точки зрения Standard & Poor’s, региональные дефолты не только возможны, но и уже имеют место.

«По имеющимся у нас данным, в первом квартале 2015 года как минимум один субъект РФ, не имеющий рейтингов S&P, допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту вследствие ограниченного доступа к средствам рефинансирования. Кроме того, нам известны случаи, когда банк-кредитор был вынужден пролонгировать выданный ранее региону кредит по ставке ниже текущей рыночной - в связи с тем, что регион был неспособен погасить или рефинансировать кредит. Нам также известны случаи отказа или даже отзыва регионами выданных ранее бюджетных гарантий до срока их истечения», - говорится в докладе S&P.

По методологии Standard & Poor’s, агентство фиксирует дефолт в том случае, если заемщик не исполнил долговые обязательства в срок и в полном объеме, в то время как некоторые участники рынка могут считать дефолтом региона только неисполнение публичных долговых обязательств, то есть облигаций.

Несмотря на значительный объем федеральных трансфертов и бюджетных кредитов, выделяемых регионам (около 3 проц ВВП ежегодно), эти ресурсы, по мнению S&P, не направлены напрямую на погашение регионального долга. «Даже в том случае, если федеральная финансовая помощь направлена на снижение рисков рефинансирования, она часто несвоевременна, а критерии распределения таких средств труднопредсказуемы», - поясняют эксперты S&P.

Новости

analytics