Житель Перми заработал миллионы на обвале рубля

Мотовилихинский районный суд Перми пытается разрешить нетривиальный спор между жителем города и ОАО "Сбербанк России". Истец Алексей Иванцов пытается доказать, что финансово-кредитное учреждение должно ему порядка 20 млн руб. В банке уверены, что столкнулись с мошенничеством, сообщает Росбалт.

22 декабря 2014 года Алексей Иванцов открыл в "Сбербанке" счет, на который позднее внес 980 300 датских крон, приобретенные в этом же кредитном учреждении. Как стало известно, валютные операции по вкладу совершались в несколько ходов. Сначала пермяк приобрел 350 датских крон за наличные по курсу 1 рубль 80 копеек за крону и положил валюту на свой только что открытый счет. После этого он зашел еще в несколько разных отделений "Сбербанка", где начал буквально скупать датские деньги: сначала купил валюту на сумму порядка 400 тыс. рублей, потом внес на валютный счет кроны еще примерно на 1 млн рублей, позднее докупил валюты еще на 85 тыс. рублей. Разумеется, наличных крон в банке не было, поэтому сотрудники производили безналичный перевод средств, не обращая внимание на курс, по которому конвертировали рубли. Но по стечению обстоятельств (или благодаря качественному инсайду) именно 22 декабря и именно по безналичному расчету за 1 рубль и 80 копеек можно было получить не одну, а 10 датских крон.

На следующий день вкладчик обратился с заявлением о расторжении договора и выдаче внесенной валюты наличными. Реакции от банка не последовало, поэтому спустя месяц, 26 января 2015 года, господин Иванцов подал в суд.

Ступор кредитного учреждения объяснялся просто: на день подачи иска курс датской кроны, объявленный Центробанком, составлял 10,2744 рубля за 1 датскую крону. Таким образом, в рублевом эквиваленте претензии к "Сбербанку" превысили 20 млн руб, то есть во много раз больше вложенной суммы.

Банк не просто отказался удовлетворить требования вкладчика, но и начал собственное расследование. Известно, что в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Пермскому краю от представителей "Сбербанка" поступило заявление с требованием возбудить уголовное дело по признакам мошеннических действий. Дело в том, что в банке не сразу заметили ошибку в курсах валюты. Именно в этот день операции покупки и продажи датской кроны совершались по курсу, заниженному в 10 раз — точнее, по 18 копеек за крону. В "Сбербанке" считают, что господин Иванцов знал о некорректном курсе датской кроны и действовал намеренно — он приобрел валюту, а затем на следующий день потребовал вернуть сумму вклада, имея цель обогащения.

В итоге по решению руководства все операции пополнения вклада были отменены. Все сотрудники, причастные к спорным действиям, написали объяснительные. Есть информация, что представитель банка предложил клиенту вернуть деньги в рублях, в размере порядка 2 млн руб., однако переговоры к успеху не привели.

Сейчас официальный представитель "Сбербанка" считает, что оснований для удовлетворения требований клиента нет. "Фактически, сделку следует признать ничтожной, потому что перемещение средств на счет невозможно доказать", — уверены в банке. Якобы их клиент не предоставил доказательств внесения денег, а запись в сберегательной книжке таковым не является. В этом случае, по мнению банка, на счет вкладчика не были реально внесены денежные средства, поэтому договор банковского вклада нельзя считать заключенным. А про обязательства по выплате вклада и вовсе речи не идет.

"Официальных комментариев по данной ситуации не будет, пока не завершится рассмотрение дела", — сообщили в пресс-службе "Сбербанка".

Между тем Иванцов не только настаивает на возврате суммы вклада, но и требует неустойку. К моменту обращения в суд продолжительность просрочки составила 33 дня. Соответственно, размер неустойки, рассчитанный заявителем в соответствии с пунктом 5 статьи 28 ФЗ "О защите прав потребителей", достиг 970 497 датских крон. К тому же, за "неправомерное пользование денежными средствами" вкладчик рассчитывает взыскать с банка еще 6 843 датских кроны.

В заявлении истца есть и еще один аспект. Господин Иванцов настаивает, что "Сбербанк" своими действиями причинил ему моральный вред, который выразился в сильных переживаниях о потере денег во вкладе. Ему даже пришлось уехать из Перми, а новогодние праздники были "испорчены душевными волнениями", которые "привели к частым головным болям, повышенному артериальному давлению и боли в сердце". Размер причиненного морального вреда был оценен в 200 тыс. руб. "Просрочка исполнения обязательства начинает исчисляться с 25 декабря", — комментирует требования господина Иванцова его официальный представитель, адвокат Алексей Малышев.

Источник в финансово-кредитном учреждении сообщил, что в банке ожидают возбуждения уголовного дела о мошенничестве. В настоящий момент по заявлению проводится доследственная проверка. В то же время известно о том, что в распоряжении юристов господина Иванцова имеется некая аудиозапись, которая доказывает, что сотрудники правоохранительных органов, причастные к проведению этой проверки, настоятельно рекомендовали истцу отказаться от предъявления требований к "Сбербанку". С другой стороны, известно, что на Алексея Иванцова пытались оказывать давление неизвестные, выдвигая те же требования — прекратить тяжбу с банком.

Пока в судебном процессе возникла пауза, оба заседания, назначенные в апреле, были отложены. Следующий раз стороны встретятся в зале суда 13 мая.

Новости

analytics