ЕЦБ обсуждает параллельную валюту для Греции

Вопрос, чем закончится «греческая драма», остается открытым. Греческий кризис привнес в размеренную политическую жизнь Европы много хлопот - начиная с дипломатических отношений между странами и заканчивая принципиально новыми политическими реалиями, которые отразились и в лексиконе простых европейцев, сообщает finanz.ru.

Словосочетание «греческая статистика» уже в 2010 году стало нарицательным, описывая, мягко говоря, приукрашенные данные. Теперь может появится еще один новый термин - «греческий дедлайн»: ультиматум, который вновь и вновь переносится, несмотря на невыполнение одной из сторон своих обязательств.

Последний ультиматум Греция поставила сама себе. Изначально местное правительство хотело до 24 апреля договориться со своими кредиторами о разработке плана финансирования, чтобы избавиться от «замораживания» социальных выплат. Теперь же речь внезапно зашла о том, что компромиссное решение должно быть найдено до 11 мая.

Очевидно, что Греция хочет выиграть время для поиска новых вариантов решения накопившихся проблем. Но финансовые рынки теряют терпение прямо на глазах: доходность греческих гособлигаций взлетела до 28%, самого высокого уровня со времен кризиса 2012 года. Ситуация вокруг Греции давит и на евро: его курс к доллару упал до отметки 1,0730.

То, насколько серьезны проблемы Греции, показало изданное в середине апреля постановление греческого правительства, согласно которому органы местного самоуправления должны перевести все свои свободные средства в центральный банк. В Афинах надеются таким образом получить два миллиарда евро. До этого подобные экстренные меры принимались только в латиноамериканских странах-должниках, например, в Аргентине. Однако, это так и не помогло им избежать банкротства.

Кредитные рынки обеспокоены. Вероятность банкротства Греции, оцениваемая по кредитно-дефолтным свопам, обновила многолетний максимум и достигла 87%. Более высокие показатели у лишь у Украины, Венесуэлы и Аргентины.

Банкротство возможно и без выхода из еврозоны

Банкротство совсем не обязательно означает выход Греции из еврозоны. Лучшим из возможных остается вариант, если Греция и вправду обанкротится, но все же останется в еврозоне.

До сих пор такой вариант считался немыслимым - и не только потому, что банкротство одной из стран-членов еще больше подорвало бы репутацию еврозоны как оплота стабильности, которая и без этого пострадала во время общеевропейского долгового кризиса.

Но теперь, очевидно, именно эта жесткая позиция становится все мягче и мягче. «Никто не должен думать, что выход Греции из еврозоны не принесет нам проблемы», - считает глава европейского департамента МВФ Пол Томсен.

Новые опасения о выходе Греции из еврозоны

От спокойствия предыдущих недель, когда едва были слышны умеренно-оптимистичные комментарии о выходе Греции из еврозоны, сейчас не осталось и следа, особенно в европейских правительственных центрах и национальных центральных банках.

Глава Центрального банка Франции Кристиан Нойер высказал опасения по поводу «драматических последствиях для Европы». В интервью для газеты Le Figaro он предупредил, что такой выход обязательно погрузит Грецию в тяжелейший кризис.

А министр финансов Кипра Харрис Джорджиадс в интервью для новостного агентства Bloomberg вообще говорил об «разрушительных» последствиях такого выхода для Европы. «В действительности, никто не сможет адекватно защититься от этого», - сказал он.

Риск цепной реакции

Европейские политики в первую очередь опасаются, что из-за выхода Греции из еврозоны может начаться что-то вроде цепной реакции. В случае, если Греция распрощается с евро, страна может выйти не только из валютного союза, но и из ЕС. Опять-таки, существует большой риск того, что изолированная Греция сменит свой курс в сторону других союзников - например, путинской России.

К тому же, не стоит исключать вероятность того, что это распространится и на другие страны еврозоны, так как, вероятно, эта чрезвычайная ситуация с выходом Греции вызовет значительную нестабильность на европейских финансовых рынках.

Как раз из-за того, что сценарий выхода так непредсказуем, а процедура нигде однозначно не установлена, европейские лидеры боятся рисковать и связываться с этим. За прошедшие дни можно было наблюдать первые симптомы заразы - стоимость облигациям Португалии стала резко расти.

«Я предполагаю, что Греция уже совсем скоро не сможет позволить себе своевременные выплаты кредиторам. Но такое банкротство ещё не должно означать выход Греции из еврозоны», - говорит Альберто Галло, стратегический консультант британского банка RBS.

Греция сможет избежать формального банкротства

Рейтинговое агентство S&P на днях указало Греции путь, следуя которому она сможет избежать формального банкротства. Эксперты из S&P отметили, что банкротством считается задержка выплат частным кредиторам, а не отсрочка платежей другим государствам.

В ближайшие недели Афины должны прежде всего разобраться с госкредиторами. В июле и в августе им предстоит вернуть в Европейский центральный банк (ЕЦБ) без малого 7 миллиардов евро. В мае и в июне нужно заняться решением вопросов с МВФ. Здесь Афины смогли бы на некоторое время прекратить платежи и «потянуть резину», и тем временем надеяться на договоренности с кредиторами еврозоны.

По данным информационного агентства Reuters, ЕЦБ уже просчитывает сценарии банкротства с выпуском параллельной валюты. Если Афины больше не смогут выплачивать своим государственным служащим зарплаты в евро, выдача квазивалюты могла бы стать временным решением.

ЕЦБ просчитывает сценарий банкротства Греции

Для ЕЦБ такие сценарии - не только гимнастика для ума, ведь греческие банки все еще лежат под 74-миллиардной капельницей ЕЦБ. Он имеет право предоставлять экстренное финансирование только пока банки считаются платежеспособными. Как только Греция окончательно обанкротится, речь об этом уже идти не сможет. Если ЕЦБ перекроет этот канал финансирования, Греция сразу же очутится на пороге выхода из еврозоны. Поэтому, «хранители валюты» просчитывают все возможные варианты.

Потому, допустимым вариантом было бы решение, позволяющее сохранить репутацию обеих сторон. «Одна из возможностей, рассматриваемых МВФ, заключается в создании специального счета, на который кредиторы будут переводить кредитные транши и который будет предназначен исключительно для погашения долгов международным кредитным организациям», - заявил Франк Энгельс, руководитель управления ценными бумагами Union Investment.

Лауреат нобелевской премии по экономике Пол Кругман также придерживается мнения, что Греция и дальше будет оставаться в еврозоне. По его мнению, после того, что страна пережила за последние годы (резкое падение ВВП, коллоссально возросшая безработица и сильное снижение заработной платы), выход из еврозоны представляется довольно бессмысленым. Греция определенно чувствовала бы себя лучше, если бы она покинула еврозону еще в 2010 году или если бы в 2001 году совершенно не вступала в нее. Но теперь это все лишь «невозвратные затраты», и выход на данный момент уже не является рациональным решением, считает Кругман.

"Банкротство без выхода Греции из еврозоны - это только полдела. Один только выход из валютного союза сможет сделать страну конкурентноспособной и позволит начать всё сначала», - считает главный директор по стратегическим вопросам Capital Economics Роджер Бутл.

Единственное, на чем сходятся экономисты с противоположными мнениями, - это то, что до конца греческой драмы еще далеко.

Новости

analytics