Перейти к содержимому

Всемирный банк ухудшил прогноз по экономике России


В базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется спад экономики на 3,8% в 2015 г. и небольшое снижение на 0,3% в 2016 г. Представленный диапазон темпов экономического роста опирается на два альтернативных сценария, которые отражают влияние различных цен на нефть на основные макроэкономические параметры.

Альтернативный прогноз на основе более низкой цены на нефть предполагает спад экономики на 4,6% в 2015 г. и продолжение рецессии в 2016 г., при этом экономика сократится на 1,0%. В соответствии с прогнозом на основе более высокой цены на нефть спад ВВП составит 2,9% в 2015 г., после чего рост восстановится до 0,1% в 2016 г.

Основные допущения в базовом прогнозе на 2015 и 2016 гг. состоят в том, что потребительский спрос, вероятно, снизится в условиях ослабления уверенности, а также высокого уровня задолженности домохозяйств и замедления роста доходов. В 2015 г. высокая инфляция, обусловленная недавним резким обесценением рубля, будет и далее оказывать давление на доходы и зарплаты. Прогнозируется, что инвестиции вновь сократятся в 2015 г., хотя при некотором улучшении условий привлечения внешних займов и внутренних кредитных ресурсов инвестиционный спрос должен немного повыситься в 2016 г.

Единственным положительным фактором является то, что слабый рубль может создать стимулы для расширения производства в ряде торгуемых отраслей. Однако высокая степень загрузки производственных мощностей, высокая стоимости импортируемых инвестиционных товаров и кредитных ресурсов могут ограничить влияние данного фактора.

Главным риском, угрожающим среднесрочному прогнозу экономического роста России, является сохранение низкого инвестиционного спроса. Низкий инвестиционный спрос свидетельствует о более глубоких структурных проблемах российской экономики и уже заложил основу для новой эпохи низких потенциальных темпов роста экономики. В настоящее время в условиях высоких процентных ставок российские банки испытывают давление по мере роста стоимости финансирования, снижения темпов роста кредитования и роста дефолтов по кредитам.

В результате может возникнуть порочный круг в виде дефицита кредитных ресурсов для финансирования проектов на фоне замедления экономики и повышения процентных ставок по кредитам. При этом существуют и другие, более фундаментальные факторы, которые могут ограничивать инвестиционный спрос.

Неопределенность, связанная с геополитической напряженностью и санкциями, все еще препятствует инвестиционной активности; по всей вероятности, потребуется еще какое-то время, чтобы восстановить доверие инвесторов. В экономике все еще остро ощущаются проблемы, обусловленные неэффективным распределением факторов производства. Это находит отражение не только в ограниченной мобильности трудовых ресурсов, но и в слабости государственных институтов, регулирующих рынки, что приводит к большой избирательности правоприменения.

Частным инвесторам необходимы гарантии равных условий, развитие конкурентной среды и снижение коррупции. Хронический низкий уровень инвестиций в конечном счете приведет к ослаблению перспектив повышения темпов экономического роста в России в предстоящие годы, существенно ограничив его потенциал.

Воздействие санкций, скорее всего, будет сохраняться в течение длительного времени. Как показывает международный опыт, санкции вполне могут привести к изменению структуры российской экономики и каналов интеграции России в мировое пространство. Уже налицо ранние признаки изменений, а именно, переориентация России на новых торговых партнеров и на рынки, отличные от Европы и стран Запада, а также усилия по обеспечению более тесной интеграции со странами Восточной Азии, Латинской Америки и странами бывшего Советского Союза.

Помимо этого, может усилиться протекционизм и присутствие государства в экономике. Однако независимо от того, какой будет новая экономическая эпоха в России, необходимо будет научиться управлять рискам, связанными с низкими ценами на нефть и экономическими санкциями. Несмотря на более избирательный путь интеграции в мировую экономику, Россия по-прежнему будет зависеть от экспорта своих природных ресурсов. В этой связи будет важно добиться прогресса в освоении технологий добычи нефти и газа на труднодоступных месторождениях.

Если в условиях ограничения доступа к внешнему финансированию в качестве ответной меры доходы от реализации сырьевых ресурсов не будут эффективно инвестироваться для повышения потенциала роста, то дальнейший рост производительности может быть ограничен. Сокращение прямых иностранных инвестиций может привести к ограничению передачи инновационных разработок и технологий, столь важных для повышения потенциала экономического роста России.

Наконец, до тех пор пока доступ к внешнему финансированию будет оставаться ограниченным, первостепенной стратегической целью должно быть тщательное управление рисками в финансовом секторе и создание резервов. Проведение политики таргетирования инфляции в рамках гибкого валютного курса будет способствовать поддержанию международных резервов на достаточном уровне.

Более пристальное внимание к эффективности расходов и разумному управлению бюджетными резервами позволит обеспечить неуклонную устойчивость бюджетной системы на всех административных уровнях. Достижение цели повышения всеобщего благосостояния находится под угрозой. За последнее десятилетие в России произошло значительное сокращение уровня бедности, что позволило многим стать частью среднего класса. Уровень бедности сократился примерно с 30% от общей численности населения в 2000 г. примерно до 10% в 2013 г., а численность среднего класса за 10 лет удвоилась с 30% от общей численности населения до более чем 60%.

Однако в базовом сценарии Всемирного банка прогнозируется рост уровня бедности с 10,8% в 2013 г. до 14,0% в 2015 г. и до 14,1% в 2016 г. Рост уровня бедности ожидается вследствие снижения располагаемых доходов и потребления. Это станет первым существенным повышением уровня бедности за период после кризиса 1998-1999 гг. Уровень бедности не повышался в течение кризиса 2008-2009 гг. благодаря некоторому росту располагаемых доходов. Однако ввиду текущего ограничения бюджетных ресурсов в 2015-2016 гг. дополнительная поддержка бедного и уязвимого населения, вероятно, будет менее существенной, чем в 2008-2009 гг.

Несмотря на то что население в нижней части распределения по доходом, очевидно, находится в наиболее уязвимом положении, в целом в 2015-2016 гг. будет меньше возможностей для роста всеобщего благосостояния, при этом существует вероятность отрицательной динамики данного показателя.


Share with friends

0 комментариев в этой статье

Гость
Комментировать статью...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Нет комментариев для отображения
×