Антимонопольщики хотят получить доступ к банковской тайне

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет иметь возможность беспрепятственно получать сведения, составляющие банковскую тайну, сообщает РГ.

Это нужно для более эффективной борьбы с антиконкурентными соглашениями и картелями, которые ведомство считает угрозой экономической безопасности страны. У бизнеса, впрочем, иная точка зрения.

О важности дополнительных полномочий говорится в проекте ежегодного доклада о состоянии конкуренции, который ФАС направила в правительство.

"...Законодательством должна быть предусмотрена возможность получения антимонопольным органом свободного доступа к любым информационным ресурсам органов власти, сведениям, связанным с коммуникациями хозяйствующих субъектов в сети Интернет, а также банковской тайне и персональным данным", отмечается в докладе.

По словам начальника управления Федеральной антимонопольной службы по борьбе с картелями Андрея Тенишева, все это может повысить эффективность выявления незаконных соглашений.

Кроме того, в ведомстве считают важным ввести "оборотные" штрафы за воспрепятствование проверкам антимонопольных органов, продолжить совершенствование процедур госторгов, чтобы они стали более понятными и прозрачными, и объединить усилия всех надзорных, контролирующих и правоохранительных органов: Росфинмониторинга, Счетной палаты, Следственного комитета, полиции и прокуратуры, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы безопасности.

В экономике, по мнению ФАС, практически не осталось отраслей, где нет картельных сговоров

Статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский в интервью "Российской газете" сказал, что в российской экономике осталось очень мало областей, где нет картельных сговоров. Однако больше всего претензий у антимонопольной службы к сектору поставок медикаментов, медицинского оборудования и строительному комплексу, уточнил Цариковский.

В докладе ведомства отмечается, что специфическая черта антиконкурентных соглашений в России - это участие в них госорганов.

Речь в этих случаях часто идет не только о злоупотреблении служебными полномочиями, но и о взятках, хищениях.

В 2016 году антимонопольными органами было возбуждено 262 дела о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти. Это превышает показатели 2015 года на 15 процентов (228 дел), констатируют в антимонопольном ведомстве.

В целом в прошлом году, по данным ФАС, было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях. Из них 330 дел о картелях, что на 18 процентов больше, чем в 2015 году (282 дела).

Подавляющее число дел по картелям - это сговоры на торгах, уточняется в проекте доклада ФАС. В ведомстве констатируют, что картели, которые создаются для поддержания цен на торгах, за последнее время качественно изменились. До 2014 года в них, как правило, принимали участие не более 10 компаний и организаций, а их деятельность обычно охватывала несколько закупочных процедур. Сейчас по таким делам проходят десятки фигурантов, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, исчисляется сотнями.

Более того, сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам. Они отличаются структурированностью, устойчивостью и четким распределением ролей.

Картели оказывают крайне негативное влияние не только на сектор государственных закупок, но и на товарные рынки в масштабах отдельных регионов и страны в целом. Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках по перевозке нефтепродуктов в Чукотском автономном округе стало одной из причин существенного роста цен на горюче-смазочные материалы по сравнению с другими сопоставимыми территориями, приводят пример в ФАС.

Кроме того, в проекте доклада подчеркивается, что все чаще в картельных практиках на территории России участвуют иностранные компании, незаконно и нелегально вторгаясь в том числе и в стратегически важные отрасли экономики. И все чаще для достижения тайных антиконкурентных соглашений используются цифровые технологии.

Нарастание картелизации экономики как новый вызов экономической безопасности России требует адекватных мер со стороны государства и общества, считают в ФАС, уточняя, что помимо прочего для противодействия картелям антимонопольной службе нужны также полномочия на получение результатов оперативно-розыскных мероприятий.

Представители бизнеса между тем сомневаются в целесообразности предоставления антимонопольной службе дополнительных полномочий, в том числе связанных с возможностью получать сведения, составляющие банковскую тайну.

Проблема картелей существует, но они не угрожают экономической безопасности страны, считают в "Деловой России"

"У нас в стране и так достаточно ведомств, которые имеют такие широкие полномочия. Появление еще одного в лице ФАС будет явным перебором, это будет в ущерб развитию", - говорит руководитель комитета "Деловой России" по антимонопольному регулированию Сергей Колесников.

Проблема картелей, конечно, существует, но ее решение не входит в первую двадцатку приоритетов экономического развития страны, полагает он. И уж точно речь не идет об угрозе экономической безопасности - не те масштабы.

По словам Колесникова, "Деловая Россия" сделала анализ судебной практики за 2016 год по делам о картелях. Результаты этой работы показали, что 83 процента картельных дел было возбуждено против малого и среднего бизнеса. В делах по сговору на торгах доля дел против малых и средних компаний поднялась до рекордных 90 процентов, приводит цифры руководитель комитета "Деловой России". "Такие компании не могут оказывать какого-либо негативного влияния на экономическую безопасность страны", - резюмирует собеседник "РГ".

По мнению Ивана Ефременкова, заместителя исполнительного директора "ОПОРЫ России", бесконтрольный доступ к той же банковской тайне и переписке по электронной почте ФАС предоставлять точно не стоит. "Если для эффективного исполнения своих функций антимонопольной службе все-таки нужны какие-то дополнительные полномочия и ведомству удастся убедить в этом правительство, то нужно будет, конечно, четко прописать, в каких случаях эти полномочия будут использоваться, чтобы исключить излишнее давление", - полагает Иван Ефременков.

Тем временем

Текст: Екатерина Забродина

У наших граждан нет и не может быть личной "банковской тайны".

Мы открываем ее при подаче документов на визу. Так заграница проверяет финансовую состоятельность российского гостя. Что же касается зарубежных гостей, то, как выяснила "РГ", российская сторона в большинстве случаев не требует от них раскрывать свои доходы при подаче заявления на визу. Ни справки с места работы с указанием зарплаты, ни выписки с банковского счета нет в стандартном перечне обязательных бумаг, которые требуются от заявителей из стран Шенгенской зоны. Даже в тех случаях, когда граждан России, запрашивающих визу какого-либо из этих государств, просят предоставить "подтверждение финансовой состоятельности".

"Мы никогда о подобных требованиях не слышали", - подтвердили "РГ" в консульском отделе посольства России во Франции. То же самое нам рассказали в Российском визовом центре в Риге: "Если гражданин Латвии подает заявление на туристическую визу, ему не нужно приносить справку о доходах". Собеседник "РГ" в информационно-справочной службе консульского отдела посольства РФ в Великобритании уточнила: "Если поездку в Россию планирует безработный или же он работает на себя, то мы просим его принести выписку из банка за последние три месяца, которая подтвердила бы наличие на счету денежных средств из расчета 100 фунтов в день. Но если британский подданный трудится в учреждении, то он указывает подробную информацию о своем работодателе в визовой анкете. Соответственно, специальной справки с указанием доходов мы в этом случае не требуем".

Раскрытия финансовой информации при обычной процедуре получения виз не требуют также от граждан Китая, Японии, Турции и других государств.

Юлия Кривошапко

Новости

analytics